Подозрение Сталину. Зачем судить мертвых диктаторов
Сообщение Генпрокуратуры о подписании подозрения Иосифу Сталину и Лаврентию Берии в организации депортации крымских татар вызвало у многих украинцев приступ неудержимого хохота. Дескать, чудак-человек генпрокурор Юрий Луценко собирается сажать мертвецов.
Особенно веселило обывателей то, как Юрий Витальевич собирается свои подозрения вручать, что, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, просто необходимо. И если мумии товарища Сталина подозрение можно положить в гроб, раскопав предварительно могилку под кремлевской стеной, то с Лаврентием Павловичем все еще сложнее — вопрос, где покоятся его бренные останки, весьма дискуссионный. Дело осложняет также и то, что оба вряд ли смогут расписаться в получении.
В общем цирк с элементом зомби-хорора. Однако сводить все исключительно к шуткам и бездельникам-прокурорам, которым больше нечем заняться, категорически неверно. Юридическая логика в уголовном деле о депортации крымских татар имеется и немалая, вопреки тому, что с наказанием виновных мы опоздали лет этак на 60.
Каждый раз, когда в Украине разгорается очередной холивар вокруг коммунистической символики, памятников и прочего наследия "диктатуры рабочих и крестьян", звучит мнение и о том, что Украине, да и всему человечеству вместе с ней нужен второй Нюрнбергский процесс. В этот раз над коммунизмом. И этот процесс должен вынести четкий юридический вердикт о преступном и человеконенавистническом характере коммунистического режима. Ведь, с одной стороны, все здравомыслящие люди в Украине не имеют никаких сомнений относительно характера коммунистического режима, но с другой — в путинской России в последние годы приложили немало усилий для реабилитации "эффективного менеджера" и победителя во Второй мировой Иосифа Виссарионовича, а из Москвы новая мода на старого вождя перекидывается и к украинским "ватникам", с чем мы просто обязаны бороться и не только агитационными, но и чисто юридическими методами.
Что же касается депортации крымских татар, то необходимость, пусть и чисто формальной, правовой оценки этого преступления крайне важна для нас в контексте деоккупации полуострова. Собственно, уголовное дело по факту депортации было возбуждено прокуратурой Крыма еще в 2015 г. если не с юридическим, то информационным намеком провести параллель между преступлениями сталинскими и путинскими.
Нельзя не напомнить, что в украинской юридической практике уголовные дела против мертвецов-коммунистов — вещь не новая. В 2009 г. СБУ возбудила уголовное дело по факту организации Голодомора 1932–1933 гг.
Обвиняемыми по этому делу прошла вся коммунистическая верхушка СССР и УССР во главе все с тем же Сталиным. Тогда тоже многие смеялись, однако дело дошло до суда, который, в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, достаточно быстро подтвердил выводы следователей СБУ об организации на территории УССР геноцида украинцев, после чего ничтоже сумняшеся закрыл дело ввиду смерти всех подозреваемых. В сухом остатке после этого дела имеем лишь решение суда об организации в Украине коммунистическим руководством геноцида, что для глобального осуждения коммунистического режима явно недостаточно, но и немаловажно. В конце концов, большинство цивилизованных стран, несмотря на истерики россиян, признали Голодомор геноцидом.
Собственно, депортация крымских татар также имеет все признаки геноцида. По существующим данным в процессе депортации погибло до четверти всех депортируемых, что в процентном соотношении даже больше, чем потери СССР во Второй мировой и потери Украины от Голодомора. Именно этот факт и должны доказать прокурорские следователи.
Что же касается суда над организаторами депортации, то тут, скорее всего, все будет так же, как и в истории с делом по Голодомору, — его закроют в связи со смертью подозреваемых. Осуждения мертвых наше законодательство пока не предусматривает. Тем не менее останется судебный вердикт, признающий депортацию крымских татар преступлением, а то и геноцидом.
И вот тут настанет самое главное. Осуждение коммунистического режима на этом заканчиваться не должно. И вердикт о Голодоморе, и вердикт о депортации должны стать лишь прелюдией настоящего трибунала над коммунистическим режимом, пусть и запоздалого. И украинские юристы уже сейчас должны думать, как такой трибунал правильно юридически организовать. Коммунизм должен получить свой Нюрнбергский трибунал, и украинцы вместе с крымскими татарами больше других заинтересованы в его организации.