Налоговая амнистия. Реализация закона зависит от избирательной стратегии президента
В Украине нет статистики по количеству людей, которые имеют имущество, что подпадает под декларирование
15 июня 2021 г. в Верховной Раде приняли Закон (проект № 5153) "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения единовременного (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты одноразового сбора в бюджет", или "Закон о налоговой амнистии". Так, по словам авторов законопроекта, он позволит рост реального ВВП и положительный экономический эффект от уплаты разового сбора. А по самому оптимистичному сценарию, который обнародовал председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, из "тени" может быть выведено $20 млрд, что принесет в бюджет Украины $1 млрд.
Но в действительности закон вызывает много содержательных вопросов.
Во-первых, у нас нет общегосударственной статистики по количеству людей, которые имеют имущество, что подпадает под декларирование. Только по опосредованным данным мы можем говорить о том, что таких граждан от 300 тыс. до 1 млн, но даже это — очень условные цифры.
Во-вторых, в Украине отсутствует реальное понимание того, сколько наличности "на руках" в украинцев (цифры разнятся от 17 до "мифических" $100 млрд).
В-третьих, сам закон имеет определенные несогласованности: декларируя что-то, человек освобождается от преследований по налоговым статьям Уголовного кодекса, но там вообще ничего не сказано об отмене наказаний за незаконное ведение предпринимательской деятельности. А это, по сути, явка с повинной, которая предусматривает "русскую рулетку" — или ты попадешь под пресс силовиков, или нет. Без гарантии со стороны государства о неприкосновенности того, кто решил быть амнистированным, эта история просто не работает.
Отдельно следует отметить, что этот закон нельзя считать нулевой декларацией, ведь в Украине не принято законодательство о косвенных проверках соответствия доходов и расходов.
Итак, сегодня государство даже теоретически не представляет, сколько людей подпадает под декларирование. Также пока неясно, подготовится ли государственный аппарат к тому, чтобы начать массовые, а не выборочные проверки.
В то же время, если говорить о потенциальном количестве всех возможных граждан, которые теоретически могут попасть под действие этого закона, мы можем говорить об очень условных цифрах — от 300 тыс. до 1 млн граждан. Если взять, опять же, условную цифру в 100 тыс. незадекларированных долларов при максимальной амнистии государство может получить не более $5 млрд. Однако представить себе, что миллион граждан задекларируют "лишние" 100 тыс. — сейчас просто нереально.
Поэтому можно выделить три сценария развития механизмов реализации данного закона.
Первый: декларируется минимальное количество граждан (до 10-20 тыс.), при этом включается выборочное правосудие, когда за корыстолюбивые или политические мотивы начинаются гонения на тех или иных лиц. Этот вариант станет полным провалом для команды Зеленского и несет высокие репутационные риски для него.
Второй: декларируется до 100 тыс. граждан и работает избирательное правосудие. Этот вариант наиболее вероятен для власти, ведь позволит говорить о борьбе с коррупцией и продолжении деолигархизации. Поэтому, судя по всему, этот сценарий может быть выбран в качестве базового для ОП.
Третий: государство разрабатывает и воплощает в жизнь косвенные механизмы проверок, проводится очень активная и агрессивная информационная кампания и декларируется от 500 тыс. до 1 млн граждан. Однако этот вариант может вызвать социальные бунты, особенно в некоторых регионах, где работники массово строили большие дома. Поэтому пока вероятность этого сценария выглядит наименее низкой.
Поэтому без резкого левого уклона в борьбу против богатых безболезненно провести такую кампанию, особенно в условиях повышения тарифов, очень сложно.
Поэтому максимальные цифры, которые государство сможет получить от реализации этого закона, составляют примерно $500 млн (100 тыс. человек по $5 тыс.). Стоит еще раз подчеркнуть: это максимально возможная цифра. Реальность внесет свои большие понижающие коэффициенты.
Отдельно также стоит добавить, что пик проверок по этому закону придется на президентскую избирательную кампанию. Поэтому ключевым в вопросе реализации этого законопроекта будет прежде всего предвыборная социология и стратегия на выборах.