Мобилизация и "нелегитимный" Зеленский. Почему провалились мечты России про "майдан-3"
В кремлевском понимании, украинский майдан — это то же самое, что русский бунт. Он должен быть бессмысленным и беспощадным
Неделю назад Центр противодействия дезинформации (рабочий орган СНБО Украины) предупредил, что к окончанию пятилетнего срока полномочий Зеленского ожидается кульминация российской ИПСО (информационно-психологической операции) "Майдан-3" насчет "нелегитимности" президента Украины.
"Прогнозируется, что до 21 мая т.г. российская пропаганда в рамках ИПСО "Майдан-3" активизирует все возможные средства, чтобы подтолкнуть украинцев выходить на акции протеста против действующей власти. Также российские пропагандисты будут пытаться противопоставить Путина Зеленскому: якобы в РФ, в отличие от Украины, президент легитимен", — пояснил ЦПД вражеский замысел.
Параллельно с этой ИПСО, по прогнозу ЦПД, должны были нагнетаться еще две. Одна — в связи с российским наступлением на севере Харьковщины, с целью "распространения панических настроений среди украинцев, чтобы заставить Украину принять "мирные переговоры" на условиях РФ". Другая — насчет "насильственной мобилизации": "Дату 18 мая, когда закон о мобилизации вступит в силу, российские пропагандисты будут манипулятивно представлять как "начало конца" для украинских мужчин".
Накануне 20 мая российский идеолог украиноненавистничества Александр Дугин предрек в своем ТГ-канале скорое восстание в Украине против Зеленского. "С завтрашнего дня на всей пока еще не освобожденной территории Украины начинается масштабная подготовка к восстанию против нелегальной и нелегитимной диктатуры кровавого клоуна. Уже понятно, к чему идет дело. Дело потихоньку идет к развязке — к расплате и восстановлению справедливости. Сейчас как никогда важно поднажать с обеих сторон", — анонсировал он.
Понятно, какие две стороны Дугин имеет в виду: российскую армию, которая продолжает вторжение в Украину, и кремлевскую пятую колонну, которая должна поднять восстание внутри Украины. Похоже, на грандиозный бунт против Зеленского всерьез надеются не только пропагандисты типа Дугина, но и сам Путин.
Итак, 20 мая наступило. И где весь этот ужас?
Причины провала
На чем зиждется надежда россиян, что сейчас в Украине начнется антимайдан под названием "Майдан-3"? Уже само это название говорит, что надежда россиян зиждется на совершенно тупых и ошибочных мифах, придуманных об украинцах кремлевскими пропагандистами. И это свидетельствует о том, что в Кремле в самом деле не понимают, чем украинцы отличаются от россиян.
Оранжевый Майдан, начавшийся 22 ноября 2004 года, и Евромайдан, начавшийся 21 ноября 2013 года, оба имели четко выраженный геополитический вектор — западный. Власть пыталась организовать против них антимайданы, и оба раза они имели откровенно пророссийскую ориентацию. Причем их базой служили Крым, Донецк и Луганск — территории, которые Россия в 2014 году оккупировала "в отместку за майданы".
Почему же сейчас, после десяти лет войны, в том числе двух лет полномасштабной войны, в Кремле вдруг надеются, что они смогут организовать в Украине "Майдан-3", который будет пророссийским? Путин настолько выжил из ума?
Не совсем. Просто он верит собственному мифу. В кремлевской интерпретации, украинцам просто нравится бунтовать против власти, а кто-то этим пользуется. Первые два раза, считают в Кремле, этим воспользовались коварные американцы (на Оранжевом майдане они раздавали наколотые апельсины и американские валенки, на Евромайдане — печеньки от Госдепа, это знают все в России). А на третий раз почему бы не сделать то же самое Путину? Вот он и размечтался об оксюмороне — пророссийском майдане.
Второй миф, не менее тупой и ошибочный, касается мотивов украинцев, которые выходят на майдан. В кремлевском понимании, украинский майдан — это то же самое, что русский бунт, бессмысленный и беспощадный, как завещал Пушкин. То есть майдан — это бунт против законно избранной власти с целью ее свергнуть. По версии Кремля, украинцы дважды поднимали майдан против законно избранной власти, обе попытки были успешными, поэтому если сейчас начнется третья попытка, она тоже будет успешной.
Однако майданы в 2004 и 2013 годах выступали не против власти, а против конкретных действий власти, которые вызвали огромное возмущение — причем именно у проукраинских, а не пророссийских слоев населения. Оранжевый майдан был вызван наглой фальсификацией результатов президентских выборов. Поводом для Евромайдана стало внезапное решение власти отказаться от евроинтеграции; массовость ему обеспечила "Йолка на крови" 30 ноября 2013 года.
А что мы видим сейчас? Окончание пятилетнего срока Зеленского 20 мая — это вообще не действие Банковой. Это просто круглая дата. Кто хочет, может ее отметить, но она никого не заряжает желанием бросить все дела и выходить на протест. И уж точно не выйдут на протест против "нелегитимного Зеленского" пророссийские избиратели: они, наверное, еще остались, но они прекрасно знают, что у них нет шансов провести в президенты своего кандидата.
Российское наступление на севере Харьковщины — это, конечно, действие. Но это действие российской армии, а не Банковой. Возможно, у кого-то оно и вызвало панику, но паникеры точно не выйдут на майдан. Максимум, на что они способны, это куда-нибудь сбежать (если еще не сбежали).
Действием Банковой можно назвать только закон о мобилизации, который вступил в силу 18 мая. Усиление мобилизации — это действие, но ради обороны страны. Конечно, антимобилизационные настроения в соцсетях нагнетаются. Но антимайдан-3 на этой волне подняться не сможет, ибо его потенциальные участники-мужчины смертельно боятся мобилизации. Они скоро из дома за хлебушком будут бояться выйти, какой там майдан.
Возможен ли "Майдан-3"?
Все это не исключает возможности нового майдана — не фейкового (пророссийского), а настоящего (патриотичного). Но условия для него возникнут лишь в том случае, если власть совершит что-то, что будет выглядеть как предательство. А пока этого нет — российские надежды напрасны.
Добавим, что страх нашей власти перед новым майданом полезен. Можно даже сказать, что он целебен.
ЦПД не нафантазировал, что вместе с российским наступлением на севере Харьковщины кремлевская пропаганда пытается посеять в Украине панические настроения, чтобы заставить принять "мирные переговоры" на условиях РФ. Путин в самом деле рассчитывает, что Банковая запаникует и согласится на его условия. Более того, он рассчитывает, что одновременно панические настроения охватят большинство украинцев и это облегчит Банковой смену курса (территории в обмен на мир). Но против этих надежд Путина играет страх нашей власти перед новым (настоящим) майданом. Сейчас нельзя сказать, насколько это надежный предохранитель. Время покажет.