• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

"Отстроить Украину". Как G7 и ЕС будут защищать свои деньги на наше восстановление

Наша внутренняя политика становится частью внутренней политики стран Запада. Это будет заметно тем сильнее, чем больше нам будут давать миллиардов безвозмездной помощи

Флаги стран G7 и ЕС
Реклама на dsnews.ua

Украинская власть оказалась перед искушением, которого не было все годы независимости. Это — десятки и сотни миллиардов долларов и евро, обещанные Западом. Но вместе с этими деньгами придут и жесткие меры контроля со стороны западных политиков и медиа.

Требования доноров

Еврокомиссия разрабатывает стратегический план послевоенного восстановления Украины под названием "Отстроить Украину". Об этом 17 мая сообщило немецкое издание Süddeutsche Zeitung, которое, по его словам, располагает восьмистраничным черновиком. Деньги будут выделяться членами Евросоюза и международными партнерами на проекты в Украине под строгие условия, такие как борьба с коррупцией и проведение реформ. "Такие реформы должны приблизить страну к ЕС — ведь Украина хочет стать его членом", — подчеркивает издание.

Помощь включает как безвозмездные гранты, так и кредиты под низкие проценты. При этом отдельные транши увязываются с достижением определенных промежуточных целей. Реформы и инвестиции, которые Киев должен обещать за деньги из новой программы, призваны помочь дальнейшей интеграции украинской экономики во внутренний рынок Евросоюза, улучшить бизнес-среду и "постепенно гармонизовать" украинское законодательство со стандартами ЕС. Большое значение также придается надлежащему управлению, верховенству закона, разумному управлению финансами и защите от коррупции и мошенничества.

В документе отмечается, что реконструкция может занять "более десяти лет". Сколько денег будет выделено, пока неясно, но ущерб от войны уже исчисляется сотнями миллиардов евро. Финансовый вклад Евросоюза должен пройти через новую программу в бюджете ЕС. По словам издания, Еврокомиссия упоминает о возможности использования конфискованных российских активов для финансирования реконструкции Украины, однако это считается юридически чувствительным вопросом.

В тот же день министр финансов Германии Кристиан Линднер сообщил в интервью четырем европейским газетам, что идея о конфискации валютных резервов центробанка РФ довольно реалистична; более проблематична конфискация активов российских олигархов. "Я политически открыт для идеи конфискации иностранных активов Центрального банка России. Мы уже ведем это обсуждение в "Большой семерке" и Евросоюзе, и на столе лежат предложения. В случае с частными активами мы должны посмотреть, что возможно с точки зрения закона. Мы должны уважать верховенство закона, даже имея дело с российскими олигархами", — пояснил министр.

На данный момент центробанк РФ не может получить доступ к валютным резервам в размере $300 млрд на счетах на Западе из-за санкций. Пока деньги заморожены, но не конфискованы. Можно не сомневаться, что если страны G7 и Евросоюз решат отдать эти деньги нам, то только под жестким контролем.

Реклама на dsnews.ua

По примеру Рэндала Пола

Параллельно готовятся крупные краткосрочные проекты поддержки Украины. Так, министры финансов и главы центробанков стран G7 на трехдневной встрече в Германии 18-20 мая будут обсуждать пакет помощи Украине в объеме почти 30 млрд евро на второе полугодие. По данным Spiegel, Украина сама озвучила эту сумму из расчета 5 млрд евро ежемесячно. Высокопоставленный немецкий чиновник сообщил Reuters 17 мая, что на встрече в Германии может быть утвержден пакет в размере 15 млрд евро на ближайшие три месяца с финансированием преимущественно в виде безвозмездных грантов.

Тем временем США уже приняли закон о ленд-лизе для Украины (Джо Байден подписал его 9 мая). 10 мая Палата представителей Конгресса США проголосовала за выделение $40 млрд для военной и финансовой поддержки Украины, а 18 мая этот закон должен утвердить Сенат. История с этим пакетом весьма примечательна: сенатор-республиканец Рэндал Пол заблокировал ускоренную процедуру рассмотрения законопроекта, потребовав создать должность инспектора для проверки расходования этих средств.

Понятно, что Рэндал Пол просто хотел сорвать утверждение этого закона. Но нужно быть готовыми к тому, что все крупные проекты финансовой помощи Украине будут сопровождаться жесткими мерами контроля, тем более что сейчас речь идет зачастую не о кредитах, а о безвозмездных грантах. Фактически впервые финансовая помощь Украине выйдет на первый план внутриполитической борьбы в странах Запада.

Например, в США через полгода пройдут выборы Палаты представителей и трети Сената. Наверняка и демократы, и республиканцы будут поддерживать военную и финансовую помощь Украине и даже соревноваться в своих инициативах. Но обе партии при этом будут стараться контролировать расходование этих средств. Демократы заинтересованы продемонстрировать, что выделяемая помощь дает максимальный результат. А республиканцы будут искать возможные доказательства неэффективности расходования средств, чтобы обвинить в этом демократов.

Нечто подобное может происходить во всех странах, которые будут выделять из своих бюджетов крупные средства на программы помощи Украине. Особенно если это будут не кредиты, а гранты.

Раньше, напомним, суммы западной помощи нашей стране были на порядок меньше. Мы получали в основном кредиты от МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, Еврокомиссии, кредитные гарантии от США. И все это в лучшем случае давало в сумме несколько миллиардов долларов и евро в год. Гранты тоже были, но маленькие, их суммарный объем исчислялся в десятках миллионов. А сейчас мы хотим получать безвозмездно 5 млрд евро ежемесячно на бюджетную сферу и пенсионеров (это не считая вооружений по ленд-лизу и другим программам). И плюс еще столько же на восстановление экономики и инфраструктуры, разрушенных российскими бомбардировками.

Фактически сейчас у всех западных стран появляется новая крупная статья расходов — "на помощь Украине". И это при том, что во всех странах усугубятся экономические проблемы из-за роста цен на продовольствие, необходимости укрепления энергетической безопасности и перехода на зеленую энергетику. В каждой стране найдутся свои рэндалы полы, которые будут говорить, что лучше тратить деньги на свою экономику, а не на Украину. Поэтому тема контроля над расходованием средств, выделяемых на помощь нашей стране, будет постоянно звучать и в США, и в Евросоюзе.

Подчеркнем: это не внешнее управление (которым привыкли нас пугать Кремль и пророссийские силы), а внешний контроль. Разницу можно приблизительно описать так. Внешнее управление — это когда ты ребенок и за тебя все решают родители и учителя. А внешний контроль — это когда тебе дали огромные деньги на проект под честное слово, с условием, что если ты проворуешься или окажешься бестолковым менеджером, то никакой пощады не будет: ответишь по-взрослому. И если речь идет о сотнях миллиардов долларов и евро, то контроль будет очень плотным.

Не только антикоррупия

Также нужно понимать, что антикоррупия — это только часть проблемы эффективности. Доноры вряд ли захотят финансировать красивые, но пустые прожекты — даже если в них не будет никакой коррупционной составляющей.

Süddeutsche Zeitung рассказывает, что Еврокомиссия будет придерживаться принципа "сделать лучше, чем было". Это означает, например, что новая инфраструктура и дома должны быть спроектированы так, чтобы быть безопасными для климата.

Ввиду этого можно спрогнозировать, что украинские политики и партии теперь будут конкурировать именно своими проектами возрождения Украины. Причем одним из важнейших аспектов этой конкуренции будет способность найти поддержку в США и Евросоюзе.

Также одним из главных условий западной помощи будет полноценная демократия, с реальной сильной оппозицией, независимыми СМИ, влиятельным гражданским обществом. Потому что это привычный на Западе инструмент обеспечения эффективности расходования бюджетных денег.

Словом, наша внутренняя политика становится частью внутренней политики стран Запада. Чем больше миллиардов они будут тратить на нас, тем более внимательно будут смотреть на результат.

И дело тут не только в западных политиках. Никогда раньше в западных странах не было столь большого интереса к нашей стране со стороны медиа и рядовых граждан. Им важно, чтобы у нас получилось, и они видят в этом реальное укрепление своей безопасности. И только благодаря этой поддержке со стороны рядовых граждан (а ее четко фиксируют социологи) мы имеем тот факт, что в западных странах за программы помощи нашей стране солидарно голосуют правящие и оппозиционные партии.

Сейчас Западу нужна история успеха. Очень нужна — после всех печальных историй в Афганистане, Ираке, Ливии. Сейчас и западные политики, и западные обыватели готовы поддержать успех Украины. Именно поэтому Банковую ждет все более плотный контроль. 

    Реклама на dsnews.ua