Почему Зеленский с трудом наскреб голоса на судебную реформу и при чем тут Портнов

Сегодня Верховная Рада наконец-то проголосовала во втором чтении и в целом за судебную реформу

При этом за соответствующий законопроект, подготовленный Русланом Рябошапкой еще до того, как он оказался в кресле генерального прокурора, турборежимное монобольшинство проголосовало на удивление неуверенно. Законопроект №1008 получил всего 236 голосов за. Этого, конечно же, более чем достаточно с формально-юридической стороны, но после голосований, собиравших более 300 голосов нардепов, результат, лишь на 10 голосов превышающий необходимое большинство, явно не впечатляет.

Во-первых, за судебную реформу проголосовали всего 219 депутатов монобольшинства, из оставшихся 33 четверо воздержались, 14 не голосовали, а 15 вообще не присутствовали при принятии этого крайне важного для страны решения.

Все остальные фракции дали за судебную реформу Зеленского аж ноль голосов, не проявив ни малейшего желания "подставлять плечо" "народному президенту" и его фракции. Многие при этом демонстративно голосовали против. Недостающие голоса "Слуге народа" пришлось по старой украинской парламентской традиции добирать у внефракционных нардепов. Таковых в нынешнем парламенте 33, и 17 из них реформу поддержали. При этом это оказались люди достаточно разной политической ориентации. Например, связанные с Ринатом Ахметовым Сергей Магера из Мариуполя, Дмитрий Шенцев из Харькова и Муса Магомедов из Авдеевки. Ну, или родственник Виктора Балоги Василий Петевка из Закарпатья и Сергей Вельможный из Луганской области из Фонда Сергея Шахова.

В общем, голосовали нардепы как-то неубедительно, что заставляет в очередной раз задуматься о том, что в монолитном монобольшинстве все далеко не радужно. При этом примечательно, что реформу поддержали люди из команды Ахметова, у которого далеко не самые радужные отношения с коллегой по олигархическому цеху Игорем Коломойским, чьи позиции в нынешней власти куда сильнее. При этом из ориентирующихся на Коломойского депутатов голосовали за реформу далеко не все. В частности, голосование пропустили, наверное, самые раскрученные парламентарии из этой группы — Александр Дубинский и Максим Бужанский.

Собственно, можно было бы предположить, что именно Коломойский и будет максимально заинтересован в проведении судебной реформы. Не зря он считает своим другом одиозного юриста Андрея Портнова, который прославился в том числе и как специалист по судебной реформе, курируя подобное мероприятие в качестве сотрудника Администрации президента Виктора Януковича. Правда, Портнову пришлось бежать из страны вместе с Януковичем, но, в отличие от Виктора Федоровича, Андрей Владимирович вернулся сразу же после победы Зеленского, и логично было бы предположить, что он как опытный специалист опять приложит свою руку к реформированию украинского правосудия.

Но, как видим, большого рвения поддерживать судебную реформу Портнов не проявил, а говорящие с ним в унисон в последнее время Бужанский и Дубинский даже не нашли времени за нее проголосовать. Все это наталкивает на мысли, что в нынешней ситуации судебная реформа может оказаться не очень-то и выгодной ни Портнову, ни Коломойскому.

Дело в том, что реформа предполагает "быстрое и радикальное", как говорил Зеленский, обновление кадрового состава судебных органов. Причем как судов первой инстанции, так и высшей. В частности, планируется полностью заменить состав Высшей квалификационной комиссии судей, которая в обновленном качестве уже будет менять состав Верховного суда и судов низших инстанций. Когда судебная реформа только задумывалась, лояльные к Зеленскому эксперты говорили, что главная цель реформы — очистить судебную систему от людей экс-президента Петра Порошенко, что сделает суды по-настоящему независимыми и честными. Но ситуация такова, что таким же образом систему можно очистить и от людей Портнова, если у Зеленского посчитают, что так будет лучше.

При этом сейчас отношения Портнова с командой Зеленского не слишком доверительные. С одной стороны, Портнов начал настоящую политическую войну с генпрокурором Рябошапкой, ежеминутно публично требуя отправить того в отставку, в чем Портнова поддерживают упомянутые Бужанский и Дубинский. Вместе с Рябошапкой нападкам Портнова подвергается и премьер-министр Алексей Гончарук. С другой — сам Зеленский пытается дистанцироваться и от Портнова, и в некотором роде от его "друга" Коломойского. Если этот конфликт будет развиваться и дальше, то у Зеленского вполне может возникнуть желание максимально нивелировать влияние Портнова на судебную систему. Ну а для Портнова сейчас лучшим решением было бы сохранение в судебной системе статуса-кво, при котором он имеет достаточно сильный вес, а вот в случае проведения реформы все может измениться и не только в его пользу.