Стоит ли Украине радоваться арестам по делу ЮКОСа
Бельгия и Франция решили арестовать имущество России. Процедурно все выглядит приблизительно так: Третейский суд в Гааге принял решение о взыскании с Российской Федерации 50 млрд долларов в пользу бывших акционеров ЮКОСа. Акционеры, вооружившись этим решением, обратились в местные суды с ходатайством о признании решения арбитражного суда в месте нахождения имущества должника. Бельгийский суд, судя по всему, удовлетворил это ходатайство, и процесс был запущен. Приставы обратились почти во все крупные банки, зарегистрированные в Бельгии, российские представительства, в том числе архиепископство Брюссельское и Бельгийское РПЦ, а также отделения негосударственных организаций с требованием сообщить о находящихся у них денежных средствах и имуществе России.
Именно государства РФ - а не компаний, где Россия является совладельцем. То есть о всяких там "газпромах" и "роснефтях" речь не идет. Теперь в двухнедельный срок эти организации обязаны предоставить список имущества, и те, на которые не будет распространятся дипломатический иммунитет и по которым будет доказано, что они являются собственностью государства, будет арестованы.
Можно предположить, что большая часть имущества и средств окажется под дипломатическим иммунитетом. Так что есть определенные сомнения, что там наберется на 1,6 млрд евро (таковыми были исковыми требованиями одного из акционеров - "Юкос Юниверсал Лимитед" и именно по ним сейчас идет исполнение решения). Впрочем, сейчас к Бельгии присоединилась и Франция. А бывшие акционеры ЮКОСа обращались еще как минимум в суды Великобритании, Нидерландов и США. Так что на какую-то сумму они все же могут претендовать. Однако, велика вероятность, что на 50 млрд там не наберется. Так к чему же все это?
Первое, на самом деле ничего экстраординарного не происходит. Просто страны ЕС выполняют решение суда, трудно поверить, но у них так принято. Другое дело, как удачно выбран момент. Арест прошел за несколько дней до заседания Совета ЕС (оно состоится в следующий понедельник). Это показательный момент, поскольку в Евросоюзе есть несколько государств, которые имеют свое (смотри, выгодное Кремлю) мнение по поводу продления санкций против России. Арест имущества РФ в Бельгии и Франции возможно призван показать, что у них нет никаких сомнений по поводу продления санкций. В РФ заявили, что будут оспаривать арест в европейских судах. Но надо понимать, что при сегодняшнем отношении к Москве, судебные тяжбы станут для нее очень хлопотными, на них придется дополнительно потратиться. И ничего с этим Путин поделать не сможет, потому формально все верно - есть решение суда, надо исполнять.
Второе, причины происходящего еще раз показывают нездоровое безразличие Кремля и его наплевательское отношение к судебной системе в целом. Решение Гааги по "ЮКОСу" было принято не вчера (а точнее - почти год назад, 18 июля 2014 года), но в РФ слабо отреагировали на происходящее. Видимо, как обычно решили, что к тому времени, когда долги придется отдавать, "либо ишак умрет, либо эмир". Тем более, что опыт показывал, что в отношении России обычно приставы не очень спешили. Например, в прошлом году на аукционе в Швеции было продано служебно-жилое здание торгового представительства России в Стокгольме. Здание было продано в рамках дела немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, который судится с Россией с середины 90-х годов. Еще в 1998 году Стокгольмский арбитраж обязал Россию удовлетворить претензии немецкого бизнесмена, однако Москва не признала это решение. В итоге исполнение затянулось на 16 лет. Однако, отношение Европы к РФ в 1998-м , и отношение сегодня - совершенно разные вещи. А Кремль упорно не хочет признавать этот факт.
Третье, чем это может закончится для РФ. Конечно, финансовыми потерями. И дело не только в том, что с молотка могут пойти здания. Как бы России не пришлось еще и заплатить компенсацию за отобранное имущество. Например, как пишут иностранные СМИ, арестовано может быть имущество архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ. Ведь, в связи с запутанностью юридического статуса РПЦ (часть документов не зарегистрирована Минюстом РФ), иностранные юристы вполне могут доказать, что это имущество государства РФ. А в Госдуме РФ до сих пор пылиться так называемый "закон Ротенберга". Документ, предполагающий выплату из федерального бюджета компенсаций российским гражданам и организациям, зарубежное имущество которых подвергнуто аресту или другим взысканиям по решениям иностранных судов и других компетентных органов, уже прошел первое чтение. И единственный способ показать гражданам РФ, что государству наплевать на всяческие там аресты - это принять этот законопроект в целом. Но если принять, то РПЦ вполне может потребовать компенсацию.
И, четвертое. При чем тут мы. С одной стороны, Украина по сути получила более удачливого конкурента за деньги РФ. Стоит напомнить, что мы тоже судимся с Россией, по поводу аннексии Крыма и войны на Донбассе. Учитывая, что денег непосредственно государства РФ в Евросоюзе не так уж и много, а на очереди еще исполнение по делу ЮКОСа от ЕСПЧ (2 млрд. долл), то если даже Украина выиграет в судах, исполнить решение будет просто нечем. С другой стороны, еще один интересный вопрос, что мы будем делать, если требование об исполнении решения Гааги по ЮКОСу завтра получит Украина. Ведь экс-собственники ЮКОСа говорят, что будут обращаться ко всем возможным государствам. Не согласится на исполнение - это не просто подставиться, это плюнуть в сторону ЕС. Да и сами мы нынче сами судимся, и явно рассчитываем, что, если решение будет в нашу пользу, его все исполнят. Но исполнение требований Гааги в Украине Кремль может воспринять как личное оскорбление. С непредсказуемыми последствиями.