Почему украинцы не будут сдавать сепаратистов СБУ
В преподавательской среде желание Минобразования прошерсить вузы на предмет наличия в преподавательской и учительской среде лиц, лояльных к сепаратистам, нашло одобрение. Подобных преподавателей хватает. Особенно на гуманитарных факультетах. Их, как, впрочем, и в любой другой среде, условно можно поделить на фанатиков - таковых мало, это либо выходцы из Донбасса и России, контактирующие с родственниками, поддерживающими террористов, либо пенсионеры с коммунистическим прошлым - и конформистов. Вторая категория достаточно велика. Эти люди, где не попадя, языком не чешут, они пережидают, чтобы примкнуть к сильным. Объяснение такого поведения простое: образование всегда было в загоне, вечные реформы на заработной плате отображались только в худшую сторону. Да еще и постоянное затыкание дыр учителями: на митинги, в избирательные комиссии и т.д. по разнарядке отправляли именно педагогов.
Как в нынешних условиях отфильтровать сепаратистов? МОН предлагает поверхностный механизм уличения неблагонадежных при приеме на работу либо при продлении контракта. А это означает, что выгнать сепаратиста с работы или хотя бы предупредить о несоответствии - задача ректора (директора). Сделать это практически невозможно, поскольку любой преподаватель, которому предъявят подобные обвинения, будет настаивать на том, что он - инакомыслящий. И пойдет в суд. Потому руководство вузов отловом сепаратистов заниматься не будет. Зачем скандалы. Остается студенчество. Тут возникает другая проблема: студенты поднимают бучу против некоего профессора, считая его сепаратистом. Чем это закончится? Тем, что они (если в отношении этого профессора действительно правы, а не просто "сливают" требовательного преподавателя) совершенно незащищены. В очень редких случаях скандалы в вузах выносились за их пределы, а если выносились, то проигрывали сами студенты-бузотеры. Их учеба превращалась в кошмар.
Та же история и с горячей линией СБУ. Во-первых, у нас даже ребенок знает, что стучать некрасиво. Во-вторых, телефон 0800501482 мало кто знает. В-третьих, СБУ получает сигнал на некое лицо, двигающее в массы сепаратистские идеи, и что дальше. Это лицо будет задержано? С ним проведут патриотическую беседу? Вот то-то. А потом это лицо догадается, кто на него стукнул, и отомстит. И для этого у него во властных структурах множество ресурсов.
Когда-то в тесном журналистском кругу зашла беседа на тему, сколько в Киеве любителей путинской России. Каждый вспомнил кого-то со своего окружения, кто-то недоумевал, что за бесплатной газетой "Вести" киевляне по утрам выстраиваются в очередь. А еще - сколько в столицу за времена власти Януковича понаехало "донецких". В 90% случаев приезжали не ученые и инженеры, и точно не шахтеры и работяги, а кадровый состав МВД, СБУ, прокуратуры, судов и, конечно же, налоговой. Это - армия потенциальных губаревых, пушилиных и болотовых. Все эти люди никуда из Киева не делись, они и их семьи в основном отаборились в элитных домах. И затаились. Сразу после революции часть "донецких" смоталась домой. Из-за чего резко прекратились строительные и ремонтные работы элитного жилья в Киеве и пригороде. Но когда шухер минул, и оказалось, что люстрации не будет, вернулись. Практически все остались при работе и деньгах. Кто не вернулся - сегодня бегает с автоматом по Донбассу.
И, последнее. Понятно, что лица, призывающие к сепаратизму, мародеры и пр. должны отлавливаться и нести уголовную ответственность. А как быть с украинскими экспертами, которые с радостью раздают комментарии российским пропагандистским СМИ. Смотрю вечерний выпуск "Вестей" канала "Россия 1" за 30 июля (странно не то, что эти новости в интернете смотрит автор, а что их не замечают в СБУ), а там наш раскрученный политолог Вадим Карасев комментирует тему украинских баллистических ракет. Да еще как комментирует! Поет просто. И после этого его к себе в эфир как ни в чем ни бывало будут приглашать украинские телеканалы. Вопрос: так сколько в Киеве потенциальных коллаборационистов? И готово ли общество от них очищаться безо всяких горячих линий СБУ и страха, что вылетишь из вуза с волчьим билетом, если выведешь на чистую воду профессора-сепаратиста...