Работать на лекарства. Зарплаты в конвертах похоронят страховую медицину
Ни один из проектов так и не был реализован. На днях министерство здравоохранения объявило о начале перехода к обязательному медицинскому страхованию. Согласно плану, реформа стартует с 2017 г. За три года ее обещают завершить и сделать европейской одну из самых проблемных сфер в стране. Но реально ли это? И главное — как это отразится на пациентах, на нас с вами?
Платная бесплатная помощь
О качестве украинской государственной медицины знает каждый. Устаревшее оборудование, длинные очереди, врачи, работающие за копейки и уставшие от нагрузок и выгорания. Взятки, подарки и пожертвования "на кабинет". В больницах сел и небольших городов разруха, нищета и отсутствие хороших специалистов. А на фоне этого тысячи неприятных и порой трагических историй: о неправильных диагнозах, несвоевременном лечении, о простом медицинском хамстве и непрофессионализме.
В сфере частной медицины многих из этих проблем попросту нет. Однако она не по карману большинству населения, и на фоне падения уровня жизни становится все менее доступной. Поэтому государству придется постараться и обеспечить нам и качество, и реализацию конституционных прав, ведь Конституция гарантирует жителям Украины бесплатную медицину.
Международная организация труда ежегодно готовит Всемирный доклад по социальной защите.
По данным исследования уровня жизни домохозяйств, в 2015 г. 29,3% семей, в которых хотя бы один из членов нуждался во врачебных услугах, не смогли получить медицинскую помощь или купить лекарства. В 2014 г. таких семей было 20,6%. МОТ утверждает, что это приводит к короткой продолжительности жизни и высокой преждевременной смертности.
Быстрый старт
Министерство здравоохранения планирует начать с запуска семейной медицины. Эта система работает в европейских странах: пациент ходит к семейному врачу, который может провести осмотр, выписать лекарства от легких болезней или направить к более узкому специалисту.
Предполагается, что за семейных врачей люди проголосуют ногами: к хорошему специалисту выстроится очередь, плохой быстро останется без пациентов. Возможность самостоятельно выбирать врача позволит избежать проблем с регистрацией, когда люди вынуждены ходить в конкретную поликлинику из-за прописки, а если она не соответствует поликлинике — неофициально доплачивать.
Украинцы смогут заключать с семейными врачами прямые договора с прописанным объемом услуг, которые оплатит государство. При этом новых налогов и взносов обещают не вводить: речь идет о том, чтобы перенаправить уже существующие средства, которые работодатели вносят за работников. По словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, страховая компания будет техническим оператором по перечислению бюджетных средств врачам.
Как утверждают в министерстве, базой для реформы станут поликлиники, амбулатории и центры первичной медико-санитарной помощи. "Семейные врачи будут выдавать справки в детский сад, школу, бассейн. Наша цель — врач каждой семье", — говорит Павел Ковтонюк.
Врачей также ждут изменения. Во-первых, они смогут выбирать форму работы: становиться физическими лицами-предпринимателями, работать в поликлиниках и центрах первичной медико-санитарной помощи. Оплата работы будет зависеть от количества заключенных договоров. Неизвестно, как это отразится на врачах в сельской местности и маленьких городках, где пациентов изначально меньше, при этом большинство из них — пожилые люди, которым непросто объяснить суть реформы и необходимость подписать какие-то бумаги.
Во-вторых, врачей первичного звена освободят от бумажной отчетности, а процедуру лицензирования медицинских практик хотят ускорить и привести к европейскому законодательству.
Разделяй и экономь
Министерство также обещает создать Национальное агентство по финансированию здравоохранения и разработать государственный гарантированный пакет медуслуг. То есть разделить бесплатные и платные услуги. Обязательный пакет будет распространяться на всех граждан и включать первичную медицинскую помощь, неотложную помощь, основные виды амбулаторных услуг, основные виды плановой стационарной медицинской помощи и лекарства, которые используют при стационарном лечении. Услуги, которые не входят в гарантированный пакет, будут оплачиваться отдельно благодаря страховке.
Такое разделение потенциально несет в себе сложности. За работающих платит работодатель, за пенсионеров, зарегистрированных безработных и детей — государство из бюджетных денег.
Однако в Украине не так-то просто посчитать, сколько людей являются безработными. Официально во втором квартале 2016 г. у нас было всего 2,5% безработных среди экономически активного населения. Однако по расчетам Международной организации труда, нигде не работают 9% — 1,6 млн человек трудоспособного возраста.
Хуже того — некоторые эксперты считают, что и эти цифры занижены. Получается, что большинство людей не спешат регистрироваться на бирже труда. Прежде всего потому, что выплаты по безработице слишком незначительны.
Вместе с тем в Украине высокий уровень неофициального трудоустройства. По данным Государственной фискальной службы, теневая занятость достигает 70%. Сюда входят и те, кто работает без официального оформления, и те, кто имеет серую зарплату — минималку и доплату в конверте. Но проекты внедрения страховой медицины этого не учитывают. Государство будет платить, помимо обязательного пакета, только за тех, кто официально зарегистрировался как безработный. Остальным предлагают оформить страховку за свой счет. Получается, что за официальных работников заплатит работодатель, а "неофициалы", зачастую имеющие низкие зарплаты, должны вкручиваться сами.
Также пока не до конца ясно, что именно войдет в перечень бесплатных услуг. Эксперт "Реанимационного пакета реформ" Олександр Ябчанко уверен, что причина такой ситуации в отсутствии статистики. "Именно поэтому реформа начинается с первичной медицины: кроме пакета услуг она даст еще и достоверные данные о количестве реальных пациентов и предоставленных услугах. Врач, работая по контракту будет вносить данные в единый электронный реестр, который станет источником статистики", — поясняет эксперт.
Сами же медики критикуют реформу и жалуются, что в Украине не хватает обученных семейных врачей, а курсы повышения квалификации длятся всего несколько месяцев. Уже в этом году появятся первые выпускники, которые учились по этой специальности с первого курса. Но их количество слишком мало, чтобы удовлетворить потребности целой страны.
Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк и вовсе считает, что у реформы нет шансов. По его словам, до сих пор не проведен расчет стоимости услуг, поэтому говорить о страховой медицине рано. Он утверждает, что правительство просто хочет урезать бюджет здравоохранения.
Взгляд на Запад
Система обязательного медицинского страхования работает во многих странах. Но это не означает, что государство самоустранятся из процесса.
По данным информационной кампании Strongertogether, в Великобритании Национальная служба здравоохранения на 98,8% финансируется государством и соцстрахом. Пациенты в общей сложности платят только 1,2% от общего финансирования. Госбюджет оплачивает 80% трат. Около 19% покрывает фонд социального страхования, который получает страховые взносы граждан.
В Польше существует Национальный фонд здравоохранения. Службы социального страхования собирают взносы с зарплат и передают их фонду, который платит за все медицинские услуги. При этом 70% финансирования медицины обеспечивает государство. Бюджетные средства идут прежде всего на неотложную помощь, санинспекцию и программы политики здравоохранения.
А в Чехии, например, люди имеют выбор — застраховаться Всеобщей компанией медицинского страхования или работать с одним из страховых фондов. Чехия тратит на здравоохранение 7,4% ВВП. В Молдове пациенты сами платят за некоторые услуги и лекарства, но неотложная помощь доступна всем. Ставка ежемесячного медицинского страхового взноса составляет 7%: половину платит работодатель, половину оплачивает работник.
Все эти системы разные и вряд ли могут быть применены в Украине. Возможно, противники реформы правы, и она не будет реализована, как это случалось с предыдущими проектами и обещаниями. Однако ближайшие к нам страны — Польша, Чехия, Молдова — смогли выстроить новую систему в 90-е годы. Украина пытается провести те же самые реформы, через которые эти страны прошли 20 лет назад.