Почему Тимошенко и Садовый проиграют войну ультиматумов

Парламент напоминает семью, в которой все друг друга ненавидят, но разбегаться не собираются. Потому что комфортно чувствуют себя в ситуации стабильной нестабильности
Фото: УНИАН

Парламентские политические страсти, которые уже не первую неделю наблюдает вся страна, вполне объяснимы в терминах диалектики. Накопившиеся количественные противоречия еще не перешли в качественные изменения. Проще говоря, депутаты не доросли до скачка — консенсуса о досрочных выборах. Они не уверены, что в результате перевыборов Верховная Рада выйдет на новый уровень, что он станет стабильным. Скорее, наоборот. То есть отрицания отрицания, полной перезагрузки, не произойдет. При этом все стороны накрепко связаны между собой вызовами, вставшими перед страной. Пока идет война, покидать коалицию никто не спешит, чтобы не обвинили в предательстве. При этом все используют накопившиеся противоречия для борьбы за свой интерес в рамках парламентского большинства. В этом парадокс войны ультиматумов.

Рекордсменкой по ультимативным требованиям стала "Батьківщина". После инцидента между "фронтовиком" Андреем Тетеруком и депутаткой Александрой Кужель, оказавшейся в итоге на больничной койке, "бело-сердечные" потребовали от Тетерука сложить полномочия, а от прокуратуры — возбудить против него дело. "Фронтовики" дали понять, что своего коллегу в обиду не дадут, даже если это усилит противоречия в коалиции. Поскольку Тимошенко наскоком своего не добилась, требования по Тетеруку она не сняла, но и торпедировать ситуацию не спешит. Ее фракция поддержала безвизовые законы в обмен на голосование законопроекта об уменьшении ренты на газ. Это было важнее, чем демарши из-за Тетерука. Но документ необходимого количества голосов не набрал. И не мог набрать, учитывая его лоббистский характер и негативные последствия для экономики страны. О чем, в частности, заявляли в правительстве. В ответ на провал рентного законопроекта Тимошенко объявила новый ультиматум: "Батьківщина" будет бойкотировать работу до тех пор, пока парламент не проголосует за снижение рент для добытчиков газа. И тут же депутаты ее фракции погнали волну популизма, дескать, в повестке дня Рады нет законопроектов по тарифам, индексациям и т. п.

Учитывая разброд и шатание в коалиции, "Батьківщина" явно пытается сыграть в "золотую акцию". Она имеет всего 19 штыков, однако при некоторых голосованиях критически важно каждое нажатие кнопки "за". Например, парламент никак не может дать зеленый свет антидискриминационным поправкам в Трудовой кодекс. А без этого вновь зависает безвизовый режим. Подобных предметов для торга хватает — депутаты, например, еще не брались за госбюджет. Так что рентный ультиматум точно не последний.

Судя по раскладам в ряде местных советов, где множество мандатов получили партии, жалующиеся на "репрессии", при обсуждении госбюджета мы можем столкнуться с новым явлением — парад ультиматумов охватит регионы, откуда будут доноситься финансовые требования к Киеву

Ненамного от "Батьківщины" отстает и "Самопоміч". У нее нет своей "избитой Кужель", однако время от времени устами Егора Соболева партийцы Андрея Садового намекают, что могут перейти в оппозицию. Требования "Самопомочі" известны: отставка Генпрокурора Виктора Шокина, увольнение всех судей и передача таможен в управление иностранным компаниям. По последнему пункту решение есть, вопрос только в том, какие компании получат доступ к таможне. Что касается увольнения всех судей, то это, к сожалению, не будет поддержано нашими европейскими партнерами. Отставка же Генпрокурора — дело времени, а "Самопоміч" просто хочет первой надеть лавры "победителей Шокина". Вероятно, после этого партия Садового найдет другие поводы для ультиматумов, например, ей не понравятся кандидатуры новых министров либо потребует отставки премьера. Но не для перезагрузки Кабмина, а чтобы и дальше играть удобную роль оппозиции во власти.

Свои ультиматумы ставят и объединения помельче. Так, "радикалы", "Укроп'и отдельные нардепы из других фракций обратились к послам западных стран с просьбой призвать украинскую власть "прекратить репрессии против политических оппонентов". А судя по раскладам в ряде местных советов, где множество мандатов получили партии, жалующиеся на "репрессии", при обсуждении госбюджета мы можем столкнуться с новым явлением — парад ультиматумов охватит регионы, откуда будут доноситься финансовые требования к Киеву. Что обещает завести бюджетную политику в полный тупик. 

Болезнь ультиматизма диагностируется даже у двух ключевых фракций парламента. Как заявил глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко, премьер Арсений Яценюк на встрече с Президентом высказал мнение, что в случае его отставки необходимо будет искать другой формат коалиции. "В переводе на человеческий язык, — расшифровал Луценко, — это означает, что снять премьер-министра он считает возможным только через досрочные парламентские выборы". Этот вариант, по словам руководителя фракции БПП, неприемлем, "однако Арсений Петрович видит такой вариант, ставя такие условия". В поведении Яценюка нет ничего необычного, он не единожды использовал язык ультиматумов для продавливания своего интереса. Премьер прекрасно понимает, что досрочные выборы хоронят и его самого, и его партию, которая, как и остальные парламентские силы, остерегается идти против законов диалектики и использует тему перевыборов исключительно с целью торгов. Так и Яценюк гнет свою линию в отношении ближайших партнеров из БПП, требуя замены тех министров, с которыми у него сложились натянутые отношения.

Каким будет итог войны ультиматумов? Либо досрочные выборы, которые никого, в том числе Тимошенко и Садового, не устраивают, либо жизнь в "коммунальной квартире", где все друг дружку терпеть не могут, но выселяться не собираются. Потому что новые "жилищные условия" могут оказаться еще хуже.