Почему США не дают Украине летальное оружие

Политические разногласия между Конгрессом и Белым домом не являются главной проблемой в вопросе предоставления Киеву оружия. Основная причина пробуксовок в этом деле — негласное требование Вашингтоном радикальных кадровых изменений в украинском Генштабе

На прошлой неделе председатель комитета Сената США по вооруженным силам Джон Маккейн в очередной раз призвал президента Барака Обаму оказать поддержку Украине летальным оружием. "Для президента настало время, чтобы продемонстрировать решительность, предоставив Украине помощь в виде летального оружия, в котором она нуждается для защиты. Несоблюдение этого требования будет четким признаком слабости не только для Путина, но и для потенциальных агрессоров во всем мире", - подчеркнул сенатор в своем обращении.

Безусловно, в словах республиканца Маккейна, вечного оппонента демократа Обамы еще с времен проигранных ему президентских выборов 2008 г., есть немалая толика сугубо внутриамериканской политической борьбы, однако их адресатом служит не только Белый дом. Тем более что после прошлогодних промежуточных выборов в Конгресс республиканцы получили большинство и в Сенате, и в Палате представителей, что в нашем случае привело к декабрьскому принятию уже подписанного Обамой Акта в поддержку свободы в Украине, которым, среди прочего, предусматривается выделение $350 млн на военную поддержку нашей стране, в том числе в виде поставки оборонительного вооружения. Стоит учесть и тот факт, что, кроме республиканцев, активно поддерживают необходимость поставок американского оружия Украине также и видные демократы. Например, сенатор от Демократической партии Кристофер Мерфи в одном из недавних интервью заявил, что администрация США должна рассмотреть варианты предоставления украинцам вооружения на более серьезном уровне.

В Вашингтоне действительно опасаются, что при нынешней организации управления ВСУ новейшее американское оружие может быть захвачено в Донбассе российскими боевиками

Таким образом, публичные сигналы из Соединенных Штатов в большей мере адресованы Киеву и непосредственно улице Банковой, дабы простимулировать скорейшую демонстрацию готовности к приему военной помощи. Главной претензией к нам со стороны американцев является отсутствие надлежащей организации управления войсками, то есть камнем преткновения выступает нынешний качественный состав Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ГШ ВСУ) - военного органа по планированию обороны государства и управлению нашей армией. По мнению высоких представителей США, без радикальных кадровых изменений в украинском Генштабе дела не будет, потому как доверие к генералам ГШ ВСУ (некоторые из них даже умудрялись попадать в публичные скандалы) отсутствует как таковое.

В Вашингтоне приветствовали назначение секретарем украинского СНБО Александра Турчинова, и это, между прочим, оказало определенное влияние на принятие в декабре 2014 г. вышеупомянутого Акта в поддержку свободы в Украине. Впрочем, власти США прекрасно отдают себе отчет в том, что начальник ГШ ВСУ Виктор Муженко и его подчиненные не входят в непосредственную сферу ответственности ни секретаря Совбеза, ни даже министра обороны Степана Полторака. Ключевой начальник для генералов из Генштаба - Президент Петр Порошенко как Верховный Главнокомандующий ВСУ. Так что исключительно от политической воли главы государства зависит чистка кадров в организации управления войсками, из-за пробуксовок которой предоставление Украине американского оружия, в том числе высокоточного, так и будет оставаться исключительно в пламенных заявлениях политиков. Возвращение на должность первого заместителя начальника ГШ ВСУ генерал-полковника Геннадия Воробьева становится в данном ключе достаточно позитивным моментом, однако такими половинчатыми мерами вряд ли можно будет обойтись.

Впервые о договоренностях относительно поставок в Украину высокоточного оружия Петр Порошенко сообщил после переговоров, состоявшихся на саммите НАТО в Ньюпорте в сентябре прошлого года. Речь идет о специальном виде боеприпасов, ракет и снарядов, которые имеют электронные приборы наведения, что позволяет попадать в цель с отклонением в несколько сантиметров, вести огонь среди жилых застроек, точечно поражать военную технику и вооружение, координаты которых задаются с помощью космической разведки. А главное - широкое применение управляемого вооружения, помимо существенного повышения эффективности огневых ударов, также способствует снижению уровня случайных потерь среди мирного населения. Таким образом, наличие у нашей армии высокоточного оружия стало бы переломным моментом в ведении боевых действий с российскими агрессорами в Донбассе не только в военном аспекте, но и в сугубо информационном. Не зря еще в ноябре 2014 г. МИД России бил по этому поводу тревогу, заявив устами своего официального представителя Александра Лукашевича о том, что поставки летального вооружения в Украину из США "могут серьезно повлиять на расстановку сил в регионе". Еще бы: одно дело беспрепятственно снабжать донбасских террористов живой силой, новейшей бронетехникой и ультрасовременными системами залпового огня, а совсем другое - когда одним выстрелом изделие американского ВПК может уничтожить целый танковый батальон в условиях городских боев без какого-либо ущерба для мирных жителей.

Российская пропаганда продолжает называть возможные поставки американского высокоточного оружия "блефом хунты", так как оно очень дорогое. Хотя, во-первых, выделение американцами $350 млн на военную поддержку Украине предусмотрено Актом в поддержку свободы, а во-вторых, в Конгресс США республиканец Майкл Берджес уже подал законопроект, создающий для оружейных поставок в нашу страну программу ленд-лиза, как это было во время Второй мировой войны. Поэтому единственным сдерживающим фактором в данном процессе выступает наш внутренний - отсутствие радикальных армейских реформ. Тем более что в Вашингтоне действительно опасаются, что при нынешней организации управления ВСУ новейшее американское оружие может быть захвачено в Донбассе российскими боевиками, которые тут же передадут его образцы в Москву со всеми вытекающими отсюда последствиями.