Почему никто не верит, что в Святогорской Лавре не работают снайперы?
Святогорская лавра опровергла данные разведки, распространенные ранее через СМИ, о том, что в монастыре будет организован госпиталь для боевиков, а на колокольнях оборудуют огневые точки для снайперов. В комментарии "Православию в Украине" наместник монастыря уверяет, что монастырь "продолжает принимать паломников". Но подозрения остаются. Михайловский собор стал убежищем и затем госпиталем для майдановцев. И если правда, что сепаратисты на Востоке копируют Майдан - то набат в Славянске и госпиталь в Святогорской лавре - вполне уместная аналогия.
Частота обвинений церковных структур УПЦ МП в сотрудничестве с сепаратистами, поражает. Фактически после каждого нового взрыва, появляются публикации (вплоть до "свидетельств очевидцев") о том, что в том или ином приходе или монастыре был пункт сбора "подозрительных личностей", а то и склад оружия. В роли пособников боевиков отличились все три украинские лавры: Киево-Печерская в дни Евромайдана, по слухам, была местом концентрации титушек, Почаевсая попала в поле зрения еще в начале Великого поста - туда якобы съезжались автобусы, заполненные "паломниками спортивного вида". А когда начались беспорядки в Славянске, среди первых подозреваемых в укрывании боевиков была названа Cвятогорская лавра. Также немало подозрения было высказано после одесской трагедии - Фейсбук пестрел "свидетельствами очевидцев", которые видели, как люди в церковных облачениях выдавали оружие "неизвестным в масках".
Все эти публикации никогда и ни разу не обрели документальных подтверждений и вскоре переходили в разряд легенд. Остается только гадать - это были действительно "утки" или в раскрытии "маленьких церковных секретов" не заинтересованы те, кому следовало бы провести расследование. В Киево-Печерской лавре, например, "не нашли свидетельств пребывания титушек" потому, что титушек там не было, или потому, что майдановцы так и не решились штурмовать Лавру, сдавшись на уговоры Петра Порошенко и священников?
О том, как именно участвовала или не участвовала церковь в нынешних драматических событиях на юге и востоке страны, мы, похоже, не узнаем правды никогда. Но осадочек, конечно, останется. И дело тут даже не в том, что они помогают (или все-таки не помогают?) сепаратистам теперь. А в том, что до начала этой войны они сделали достаточно много, чтобы мира на нашей земле не было - если только это не "русский" мир.
Этим отличались все три лавры, отстаивающие "русское единство". И руководство епархий - особенно Одесской. Митрополит Агафангел - пожалуй, самый последовательный москвофил среди украинских церковников. Люди из его ближайшего окружения частично "отчалили" в Москву сразу, как только в Киеве сменилась власть. А один из них - Валерий Кауров - назначил себя "губернатором Новороссии". Они так продвигали единство с Москвой и так откровенно демонстрировали свое неприятие "украинского проекта", что теперь трудно поверить в их непричастность к сепаратистскому движению.
Собственно, и не надо в это верить. Даже если они не раздают оружия теперь и не собираются пускать снайперов на свои колокольни - это уже не слишком важно. Они и так сделали для Москвы вполне достаточно.