Почему коалиция обречена быть вместе

Текущий пиар политиков рассчитан на своего рода электоральный разогрев в преддверии грядущих в октябре местных выборов. При этом все участники парламентского большинства прекрасно отдают себе отчет в том, что украинское общество в условиях войны с Россией не потерпит нарушителей единства "команды"
Фото: "ДС"/ Сергей Владыкин

Запланированное на минувший четверг внеочередное заседание Верховной Рады пришлось поспешно отменять из-за нехватки голосов для принятия всех актуальных решений, к тому же целый ряд заседаний Совета коалиции фактически заканчивался ничем. Все это, а также скандальные перипетии прошлой парламентской недели вокруг принятия изменений в закон о прокуратуре и голосования в третьем чтении за реструктуризацию валютных кредитов могут привести к мысли, что дни нынешнего парламентского большинства сочтены, а там и до перевыборов ВР рукой подать. Однако у народа, для которого и организовываются все эти политические спектакли под куполом, пока нет желания вновь перезагрузить парламент, поэтому текущий пиар политиков рассчитан на своего рода электоральный разогрев в преддверии грядущих в октябре местных выборов. И до их завершения ни о каких распадах коалиции не может быть и речи, так как это попросту невыгодно самим ее членам в силу банальной необходимости доступа к власти, а также в сугубо имиджевом плане ревнителей единства "команды Майдана". Любая политическая сила, вышедшая из парламентского большинства, тем самым перейдет в статус нарушителя главного общественного запроса в условиях войны с Россией - необходимости консолидированной позиции перед лицом врага. Впрочем, все вышеперечисленное совершенно не означает, что у конкретных фракций парламента, и не только участвующих в большинстве, нет своих проблем. Они не только есть, но и зачастую являются определяющим фактором в тактике и стратегии политической борьбы.

Кризис лидерства во фракции БПП

Одним из результатов "жаркого четверга" на прошлой парламентской неделе стало заявление Юрия Луценко о добровольной отставке с поста руководителя фракции Блока Петра Порошенко. Свою позицию он аргументировал тем, что половина нардепов из президентского отряда в ВР поддержала "кредитный" закон вопреки противоположному фракционному решению, в чем Луценко видит и свою вину. Первый замглавы фракции БПП Игорь Кононенко тут же назвал заявление своего формального шефа исключительно эмоциональным, а Президент вызвал Юрия Витальевича в свой кабинет на Банковой на откровенный разговор, о подробностях которого поведал общественности опять же вышеупомянутый Кононенко. Он также поделился своими впечатлениями: мол, на его взгляд, статус-кво восстановлен и Луценко продолжит работать на прежнем месте. Однако осадок все равно остался, как и хроническое отсутствие во фракции БПП хотя бы единой информационной политики. Ведь до сих пор во мнениях Луценко и того же Кононенко нередко случались откровенные разночтения, не говоря уже о том, что слишком много депутатов из президентской политической силы очень часто стали позволять себе отсебятину и на словах, и на деле, что иногда вступает в полное противоречие с курсом Порошенко.

Самое слабое звено в коалиции - "Самопоміч". Но если эта фракция покинет парламентское большинство, партия Андрея Садового фактически окажется у разбитого корыта

В чем уж точно прав Луценко, так это в необходимости командной игры хотя бы в рамках одной фракции, носящей имя и фамилию главы государства. Юрий Витальевич, конечно, амбитный политик, но вряд ли его публичный демарш стоит связывать с каким-либо желанием уйти в самостоятельное плавание. Скорее, наоборот: эмоции Луценко связаны с несогласием с усилившимся в последнее время процессом фрагментации БПП на "полномочных представителей АП", различные по своему расстоянию орбиты "приближенных к телу", разномастных "ударовцев" и всяческих "профессиональных протывсихов".   

Яценюк таки подмял парламентский отряд НФ

Еще большей интенсивности центробежные процессы наблюдаются в пропремьерской фракции "Народный фронт". С тех пор как в декабре прошлого года из ВР в Совбез  перебрался бывший фракционный лидер Александр Турчинов, роль сопредседателей депутатского отряда НФ до последнего времени играли Андрей Тетерук (ориентирующийся на нынешнего секретаря СНБО) и Виктория Сюмар (креатура экс-секретаря Совбеза, а сегодня первого вице-спикера ВР Андрея Парубия). При этом публичная репутация "постпредов" Арсения Яценюка - Андрея Иванчука и Николая Мартыненко - за это время оказалась достаточно подмоченной, что отразилось на степени их внутрифракционного  влияния. Теперь же во имя укрепления институциональной структуры фракции НФ и для улучшения общей координации фракционной работы наконец был избран ее глава, которым стал буковинский земляк премьера Максим Бурбак. Между прочим, последний был не только министром инфраструктуры в первом Кабмине Яценюка, но и является младшим братом одноклассника Арсения Петровича, поэтому кадровые метаморфозы в парламентском представительстве "Народного фронта" можно считать однозначной победой руководителя правительства. Возможно, новый статус Бурбака действительно улучшит процесс прохождения законодательных актов, инициированных и подготовленных Кабмином, по крайней мере, пенять Яценюку на парламентский "корень зла" придется в разы меньше. Тем не менее рассчитывать на то, что новый лидер фракции НФ наведет в ней железную дисциплину и преодолеет любые фрагментационные тенденции, было бы достаточно наивно. Ведь в каком формате пойдет на местные выборы "Народный фронт", будет решать не только Яценюк и уж совсем не Бурбак. А тем временем кулуары стали полниться слухами о предстоящем переименовании НФ в Блок Арсения Яценюка, хотя личная популярность премьера ниже рейтинга проправительственной партии.

Три причины "не делать этого" для "Самопомочі" 

Чего-чего, а проблем с лидерством во фракции "Самопоміч" на сегодняшний день нет. Большинство ее депутатов по взмаху руки председателя фракции Олега Березюка то демонстративно покидают зал пленарных заседаний, то с гордым видом возвращаются обратно, постоянно добавляя интригу в и так сложносочиненный порядок нынешнего законотворчества. Именно в такой излюбленной манере "самых умных" парламентский отряд мэра Львова Андрея Садового действовал во время последних пленарных заседаний ВР, в таком же ключе "самопомічники" выступали и на всех собраниях Совета коалиции на прошлой неделе. Тем самым еще раз подтвердился тот факт, что "Самопоміч" является самым слабым звеном правящей коалиции. Однако всевозможные заявления ее "говорящих голов" о непременном и скором выходе фракции из парламентского большинства можно считать банальным блефом как минимум по трем причинам. Во-первых, оставив коалицию, партия Садового лишится своего единственного козыря, которым и является пребывание в большинстве ВР. После этого шантажировать партнеров и дальше торговаться, по сути, будет нечем. Во-вторых, "Самопоміч" фактически окажется у разбитого корыта: добровольное избавление от  возможности хоть как-то влиять на принятие решений в стране не принесет взамен ровным счетом ничего. Ну и, в-третьих, самое главное - выход из коалиции грозит партии львовского мэра серьезными репутационными потерями, ведь к ним сразу приклеится ярлык предателей, которые разваливают демократическое большинство в очень сложный для Верховной Рады и Украины момент. 

Ляшко в поисках свежего жанра

На фоне экспрессивной "Самопомочі" не таким уж скандальным, категоричным и, что самое важное, радикальным выглядит Олег Ляшко. Более того, на вопрос журналистов, собирается ли его фракция покинуть парламентскую коалицию, главный "радикал" страны (пока еще по формальным признакам) непременно отвечает: "Черта с два!" Хотя по старому шутовскому жанру, с ниши которого Радикальную партию продолжает агрессивно теснить "Самопоміч", Ляшко явно тоскует, поэтому время от времени таки преподает со своими ближайшими соратниками показательные уроки политической клоунады. Таким образом, ляшковцы на данном этапе пребывают в своеобразном межвременьи: они и во власти, и в оппозиции, и критикуют, и получают лакомые куски за примерное поведение, когда это нужно, а Ляшко ходит по кулуарам и всем рассказывает, что Порошенко предложил ему занять вакантную должность первого вице-премьера с возможным дальнейшим кадровым ростом. Так что выпадение из коалиции означало бы для "радикалов" возвращение на маргинес, чего не пожелаешь и врагу. Впрочем, для отвода глаз ляшковцы вынуждены выбирать риторику по старинке - радикальную и еще радикальнее. Именно за такой риторической ширмой скрываются все последние ультиматумы Ляшко по поводу скорейшего изменения состава Центр-избиркома и парламентской квоты в Конституционном суде. Такие кадровые решения все равно состоялись бы, но "радикалы" постоянно будут подчеркивать свою ключевую заслугу в этом процессе.    

Объять необъятное - новая стратегия Тимошенко

Первым, кто заявил о том, что в случае распада коалиции последним покинет тонущий корабль, стала лидер "Батьківщини" Юлия Тимошенко. По ее мнению, быть в нынешней украинской ситуации в оппозиции равносильно предательству Родины. Что, впрочем, не помешало Тимошенко и ее фракции монопольно оседлать конек главного критика правительства Яценюка в части повышения коммунальных тарифов, отказа от индексации зарплат и пенсий, а также других проявлений "антинародной социальной политики". Похоже, новая стратегия Юлии Владимировны заключается в нарочитом желании понравиться всем. Выходит так, что, с одной стороны, Тимошенко выступает пламенным сторонником принятия "кредитного" закона, вызывая тем самым бурю восхищения среди валютных заемщиков и даже пытаясь подвинуть с народного пьедестала уже давно уцепившегося в эту тему Ляшко. Но с другой - молодым дарованиям "Батьківщини" Игорю Луценко и Алене Шкрум позволяется заявлять об отзыве своих голосов за законопроект о реструктуризации валютных кредитов, то есть прощупывается почва также в среде "недовольных популизмом", которую в результате так и не смогли монополизировать всяческие "профессиональные протывсихи". Правда, есть в политическом поведении Тимошенко одно и весьма значительное "но": как известно, объять необъятное невозможно в принципе.

"Укропу" критически не хватает мандатов

А вот представители неформальной депутатской группы Игоря Коломойского "Укроп" совершенно не гнушаются своей жесткой оппозиционной риторики, параллельно позиционируя себя не просто патриотами, а настоящими украинскими националистами, как, например, небезызвестный лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош. Хотя есть одна незадача - для полноценного оформления "Укропа" в отдельную парламентскую фракцию банально не хватает мандатов среди существующих внефракционных депутатов. Безусловно, если подсчитать наличие "агентов Коломойского" во всех без исключения фракциях правящей коалиции, то штыков нашлось бы как минимум на две депгруппы. Но если раскрыть, а тем более вывести оттуда всю свою "агентуру", кто ж тогда, спрашивается,  будет там глазами и ушами олигарха, его надеждой и опорой во властных кругах? Пойти на такой широкий жест не способен даже такой в последнее время "рубаха-парень", как бывший днепропетровский губернатор. Поэтому Коломойскому остается разве что ждать, надеяться и верить в успех проекта "Укроп" на местных выборах. Ну а пробным "укроповским" шаром станут июльские довыборы в ВР в мажоритарном округе в Чернигове, в которых правая рука днепропетровского олигарха Геннадий Корбан в непримиримой борьбе противостоит выдвиженцу БПП, главе Госуправделами Сергею Березенко. Если Корбана в конце июля будет ждать маленький триумф, то в "Укроп" действительно потянуться люди. А если нет, то данный политический проект не получит шанса на раскрутку в общенациональном масштабе и, скорее всего, скукожится до размеров Днепропетровщины. 

"Відродження" по вызову

Еще больше возникает вопросов о дальнейшей политической эффективности другого политпроекта Коломойского - партии "Відродження". Нынешняя ее парламентская фракция  сплошь и рядом состоит из экс-"регионалов", избравшихся в октябре
2014 г. исключительно в мажоритарных округах. С недавних пор возглавляет партию нехаризматичный конформист Виктор Бондарь, а позиционирует себя данная политсила эдакой конструктивной заменой откровенно прокремлевскому "Оппозиционному блоку".

На грядущих местных выборах "постмайданный" переток голосов станет сродни хоть и слабо прогнозированному, но абсолютно замкнутому круговороту, с которого бывшим титанам одиозного режима Януковича могут достаться лишь считанные капли

Где и в каких объемах отберет "Відродження" избирателей на местных выборах у своих бывших соратников из Партии регионов, пока сказать сложно. "Возрожденцы" все еще рассчитывают на то, что для этого их простимулирует власть, а наиболее сильные их позиции в Одесской и Харьковской областях. Пока же они выбрали для себя в ВР оптимальную позицию: помогать голосами тем, кто их позовет на помощь. Кстати, исключительно благодаря поддержке "возрожденцев" был проголосован 2 июля скандальный "кредитный" закон.   

"Воля народа" никак не найдет "золотую акцию"

"Народовольцы" во главе с триумвиратом Игоря Еремеева, Андрея Деркача и Владимира Литвина также постоянно ищут ситуацию, когда они могут разыграть в парламенте пресловутую "золотую акцию" и при этом тоже норовят представить себя конструктивными и патриотичными оппозиционерами. Однако конкурировать с нынешними "сине-белыми" во время местной избирательной гонки вряд ли будут, разве что подпортить нервы Ринату Ахметову сотоварищи в Запорожье сможет их бывший однопартиец, а ныне член депутатской группы "Воля народа" Вячеслав Богуслаев. В остальных базовых для "народовольцев" регионах они будут соперничать исключительно с партиями Майдана. Как, например, это будет на Волыни, где считает себя хозяином Еремеев, на излюбленной Литвином Житомирщине или Сумщине, где сильны позиции Деркача. Именно в тамошних местных советах "Воля народа", видимо, совершенно лишит "Оппозиционный блок" своего представительства и будет выстраивать собственные отношения с властью по такой же схеме, как и ныне в ВР, - торги, торги и еще раз торги.

 "Оппозиционный блок" все еще надеется на "постмайданный" переток

Политический консорциум Ахметова-Левочкина, состоящий из числа неутонувших политиков с бывшего "сине-белого" ледокола, в нынешней Верховной Раде не имеет ни малейшего влияния. Выступления и законодательные инициативы нардепы из "Оппозиционного блока" производят лишь для проформы - их попросту игнорируют. Когда-никогда удается втиснуться своими дополнительными голосами в принятие актуальных парламентских решений, однако это случается крайне редко. За деятельностью  "теневого правительства" во главе с некогда авторитетным Борисом Колесниковым следит разве что партийный сайт, что также изначально было весьма прогнозировано. Все свои  нынешние усилия экс-"регионалы" сосредоточили на работе в регионах, точнее, на подготовке к предстоящим местным выборам в бывшем "сине-белом" электоральном поясе, рассчитывая реваншировать хотя бы в ряде местных советов. В принципе, судя по данным последних рейтингов, в отдельных областях "Оппозиционный блок" имеет все шансы занять в октябре 2015 г. первое место, однако для создания в том или ином совете большинства им нужны союзники, а их, по сути, и нет. Кроме того, экс-"регионалы" очень надеются, что продолжающийся экономический кризис даст им дополнительных избирателей из числа тех, кто на прошлогодних парламентских перевыборах голосовал за ту или иную партию Майдана. Хотя в этом случае "Оппозиционный блок", вероятно, будет ждать разочарование - "постмайданный" переток голосов станет сродни хоть и слабо прогнозированному, но абсолютно замкнутому круговороту, с которого бывшим титанам одиозного режима Януковича могут достаться лишь считанные капли. 

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 13 июля 2015 г. (№ 28/738)