Почему Гриценко можно было спасать "беркутовцев"
История тайного вывоза "беркутовцев" с революционного Майдана с каждым днем обрастает новыми подробностями. В этом уже сознались один из руководителей общественной организации "Никто кроме нас" Александр Ковалев, ему уже вручено подозрение, и Алексей Гриценко, бывший депутат Киевсовета, глава совета общественного контроля НАБУ и сын экс-депутата ВР и экс-министра обороны Анатолия Гриценко. Сам Анатолий Степанович тоже был среди лиц, вывозивших "беркутовцев". Но не только он. По словам Гриценко-младшего эту "гуманитарную миссию" выполняли еще несколько депутатов (он назвал имя депутата прошлого созыва Олега Канивца, близкого к его отцу). Так что в ближайшие дни общество шокируют новыми именами.
Для начала напомним, кто и что говорил. В субботу в эфире 112 канала Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что человек, способствовавший бегству из Украины "беркутовцев" после расстрела Майдана и утопивший их оружие, сам был среди участников Майдана. После его слов в соцсетях появилось множество допущений, кто бы это мог быть. Имена подозреваемых назвал депутат от БПП Владимир Арьев: "У следствия есть версия что по просьбе кровавого министра МВД Захарченко беркутят-убийц вывели из революционного Киева эти двое бывших афганцев из организации "Никто кроме нас" - Чобитько и владелец хипстерськои бороды Александр Ковалев, сепар по взглядам и председатель городской организации "Никто кроме нас" в Киеве". Сказанное Арьевым подтвердили в Генпрокуратуре.
Ковалев тут же рассказал свою версию: "беркутовцам" выехать из революционной столицы помогал, но к утоплению оружия отношения не имеет. При этом он заявил: "Были и нардепы, и бывший глава Минобороны Анатолий Гриценко с Автомайданом вывозили. Но почему-то не вспомнили никаких ни больших, ни малых депутатов, которые об этом говорили, а вспомнили только нас". Тушить скандал бросился сын Анатолия Гриценко Алексей. По его версии, он, отец и еще несколько депутатов занимались тем, что вывозили те подразделения "Беркута", которые просто стояли возле Администрации президента и хотели поехать домой, но это не касалось никакой "черной сотни". А делали это Гриценко и компания, чтобы разрядить ситуацию на Майдане и избежать еще большего количества жертв.
Следствие, раз уже оно занялось поиском виновных в исчезновении "черной сотни", придется дать на это ответ.
Второй вопрос: в каком статусе сегодня находятся отец и сын Гриценко, а также другие депутаты-"гандисты"? Допустим, против Ковалева есть доказательства, но где гарантии, что под видом тех "беркутов", которые "хотели поехать домой" не исчезли бойцы "черной сотни". У них на лицах было написано, что они не расстреливали людей! Правда, не верится, что экс-нардеп Гриценко и другие бывшие и, возможно, нынешние депутаты понесут уголовную ответственность за то, что дали сбежать "Беркуту". Разве что ответ придется держать перед обществом.
Вопрос третий, и он касается периода до расстрелов 20 февраля. Именно Анатолий Гриценко 25 января 2014 года публично призвал всех, кто имеет легальное оружие, выйти на защиту Майдана. Его призыв был истолкован властью как прямая угроза. А западными друзьями украинских революционеров - как очень опасный прецедент. Никто не отрицает, что оружие на Майдане было, но, слава Богу, никому из активистов не пришло в голову после слов Гриценко начать стрелять по силовикам. Потому что это развязало бы руки Януковичу и могло привести к огромной бойне.
Вопрос четвертый. Вчера в Национальной полиции сообщили о розыске лиц, которые могут способствовать раскрытию особо тяжких преступлений совершенных во время протестных акций на территории города Киева. Были показаны их фото времен Майдана. Причем полиция гарантирует конфиденциальность всем обратившимся. В таких случаях вряд ли речь идет о свидетелях, потому что все, кто хотел или кого следствие вызывало на допрос, показания дали еще в 2014 году. Кто же те люди, которых полиция засветила на всю страну? Возможны два варианта: либо те, кого подозревают в помощи "беркутовцам" при бегстве из Киева, либо - в использовании оружия. Впрочем, как писали в соцсетях, в обоих вариантах очень смахивает на предупреждение этим гражданам: "пора бежать".
И, наконец, вывод: складывается впечатление, что множество белых пятен вокруг событий на Майдане очень удобно, поскольку дает возможность тем или иным политикам держать некоторых своих коллег в страхе перед разоблачением. Сейчас всплыло имя Анатолия Гриценко, когда-то муссировали рассказы о "винтовке Пашинского", завтра назовут тех, кто мог стоять за организацией первого Майдана, который "без политиков" и так далее. Генпрокурор Юрий Луценко обещал довести дела, касающиеся преступлений во времена революции, до суда. Это, безусловно, необходимо. Но точно также необходимо дать ответ обществу, кто и чем занимался на Майдане. Мы не про рядовых участников революции, а про неоднозначную роль многих политиков и распиаренных общественников из "Автомайдана", "Никто, кроме нас" и прочих организаций. Тогда станет понятной и их роль в нынешней политической жизни.