Почему государственная "блокада Донбасса" — это пиррова победа Порошенко

Преодолеть оппонентов, возглавив процесс, — тактически правильное решение. Но в долгосрочной перспективе оно вряд ли поможет власти диктовать свою повестку дня
Фото: EPA/UPG

Сегодня президент Петр Порошенко несколько ошарашил обращением к СНБО относительно принятия решения о временной полной остановке транспортного сообщения с оккупированной территорией. Блокада будет действовать до тех пор, пока оккупанты не вернут украденные в Украине предприятия, но гуманитарные грузы будут пропускаться, пишет Depo.ua.

Досталось от президента и "Батьківщині" с "Самопоміччю", которые активно пиарились на блокаде ОРДЛО. "То, что действия наших "блокадников" влетят Украине в копеечку, это очевидно. В какую именно, покажет калькуляция. И эти счета мы выставим не только самопровозглашенным республиканцам, но и "Самопомочі", "Батьківщині" и другим зачинщикам и промоутерам блокады", — сказал глава государства.

СНБО оперативно одобрил предложенное Порошенко решение и обязал Кабмин и силовые структуры принять соответствующие меры по его выполнению. После этого Сетью пошла волна "Петр победил". На самом деле не все так однозначно. С точки зрения политтехнологии ход действительно красивый. Однако оппоненты могут быстро оправиться от удара и предложить свои контрмеры. Если, конечно, не сдуются от испуга. Власть отныне возглавила блокаду ОРДЛО. Но, во-первых, это выглядит как контраргумент "блокадникам". Они могут сказать: если бы мы не начали, и дальше торговля с оккупированными территориями была бы. И сторонников такой версии будет достаточно.

Во-вторых, инициаторы "рельсовой войны" обещали блокировать не только пути к ОРДЛО, но и приграничные с Россией районы. В двух городах — Конотопе и Купянске — они даже пытались остановить движение поездов, однако эти акции провалились из-за противодействия местных жителей. После того как для Семенченко и компании блокировка оккупированных территорий потеряла смысл, они могут бросить все силы именно на противодействие пересечению границы поездов из и в Россию.

Таким образом, они будут навязывать власти свою повестку дня. На нее придется реагировать, но здесь, как с блокадой ОРДЛО, резко все обрубить будет сложно. После того как террористы "национализировали" предприятия, которые находятся на подконтрольной им территории, Украина не может иметь никаких торговых отношений с этими заводами. И не будет. Даже несмотря на значительные убытки для отечественной экономики. Другое дело — блокирование сообщения с РФ. Проще говоря, здесь убытки достигнут миллиардов. Более того, несмотря на значительное сокращение товарооборота с Россией за последние годы, экономические связи с соседом дают возможность работать многим сферам бизнеса. И западные партнеры в случае одностороннего отгораживания Украины не будут однозначно на нашей стороне.

Так, в случае расширения действий "блокадников" на пограничье с Россией власть должна иметь четкий план: разгонять сразу, не давая им диктовать свои требования, или снова перехватывать инициативу. К примеру, усиливая украинские санкции против российских предприятий. Одним словом, как и что отрубать — задача на завтрашний день.

В-третьих, кроме блокады ОРДЛО, остро стоит и другая проблема — что делать с "дочками" российских банков, которые признали "аусвайсы" ЛДНР. А это не только Сбербанк. В соседних СМИ сообщают, что "граждан" ЛДНР готовы обслуживать не только банки Федерации, но и "дочки" иностранных банков. Насколько это правда, сказать трудно. Но то, что их к этому будут принуждать требованиями работать в правовом поле РФ, сомнений не вызывает. Некоторые из этих финучреждений представлены и в Украине. В настоящее время "блокадники" и активисты правых организаций выбрали себе главного врага — отделения и банкоматы Сбербанка. Во вторник от протестующих Коханивского досталось еще и Альфа-Банку, хотя он пока официально о признании "паспортов" ЛДНР не сообщил. Так вот, если Нацбанк и СНБО примут решение о прекращении работы Сбербанка или о каких-то других вариантах давления на эту структуру, оппоненты власти будут кричать, что надо "забанить" и другие российские банки.

В Сбербанке лежит около 11 млрд грн средств только физических лиц — граждан Украины. Почему они их хранят в банке с российской пропиской — вопрос риторический. Но даже трудно представить, сколько украинцы нанесли денег в другие подобные же банки. В случае непродуманных действий государства завтра мы рискуем увидеть в Киеве не кучку пострадавших от "Михайловского", а сотни тысяч вкладчиков-"непатриотов", которые потребуют отдать им кровные. Они до сих пор не беспокоились моральной стороной пользования российскими банками, поэтому вряд ли придется ожидать от них другой реакции, кроме "виновата Украина".

Сейчас можно услышать много призывов национализировать эти финансовые учреждения. Это нереально, однако на определенную часть общества такой популизм действует. По ситуации с банками простого рецепта не существует: применять против них санкции, штрафовать "дочки" иностранных банков, которые будут обслуживать "граждан" ЛДНР в России... Но политсилы, которые подняли на свои знамена лозунг "Нет — торговле на крови" будут требовать радикальных действий. И в этом радикализме они будут успешно пиариться. Поэтому власть должна иметь веские аргументы для противодействия этому пиару. И учитывать, что логических аргументов люди, возмущенные "блокадниками", слышать не хотят.

И последнее. Россия устами представителя РФ в трехсторонней группе в Минске Бориса Грызлова уже огрызнулась решению СНБО, обвинив Украину в нарушении Минских соглашений. Ожидаемо, что Кремль возьмет эту тему на вооружение в своей гибридной войне, оказывая давление на Киев и на Запад. Пока оккупированные территории блокировал Семенченко, это действительно выглядело как гуляй-поле. Государство к этому отношения не имело. Сейчас ситуация кардинально изменилась. К примеру, придется объяснять нашим западным партнерам, почему блокада ОРДЛО государством — хорошо, а то, чем занимались лица, ангажированные "Самопоміччю", — плохо. А еще — жестко придерживаться плана действий по блокаде. Потому что обязательно найдутся желающие найти дыры, через которые что-то недозволенное будет возиться через линию разграничения. И в этих дырах потом делать громкий пиар.