Почему Европа не готова перейти черту в отношениях с Россией

Замороженный конфликт на Донбассе устраивает "партнеров" Украины
Фото: irl51.kiev.ua

Заседание Совета Безопасности ООН, которое состоялось вечером 28 апреля по настоянию украинской стороны, в принципе прошло безрезультатно. На повестке стояла российская агрессия на Донбассе, и в частности эскалация ситуации в зоне АТО.

Традиционный и самый "вдохновленный" визави постпреда РФ Виталия Чуркина - посол США Саманта Пауэр - во время выступления на заседании говорила о том, что уровень насилия на Донбассе с сентября прошлого года вырос беспрецедентно, говорила о количествах обстрелов, используя данные ОБСЕ, констатируя многократные случаи нарушения режима прекращения огня. Совбез ООН подталкивали принять резолюцию, которая бы осудила Россию и, может быть, вынудила бы Кремль начать деэскалацию. Однако Чуркин, будем объективны, умело нивелировал все выпады и скорректировал дискуссию в плоскость "а вот в Украине", когда предложил свой текст с призывом СБ завершить расследование трагических событий 2 мая 2014 года в Одессе, которые занимают важное место в пропагандистской антиукраинской риторике Москвы.

То, что в деле есть след российских спецслужб, известно уже давно - но на заседании Совбеза само упоминание одесского инцидента имело целью, разумеется, не признание вины Москвы. Предложение Чуркина вызвало, естественно, негативную реакцию украинского посла Вадима Пристайко, который попытался вернуть пропагандипломата на землю, напомнив об аннексии Крыма и потребовав провести расследование происходящих на полуострове случаев нарушений прав человека. Совбез зашел в тупик, и представитель Франции Франсуа Делатр решил, что спектакль подошел к концу, т.к. российский вариант резолюции "не охватывает все события, и поэтому необходима дополнительная работа, чтобы его принять". На том и порешили. Заседание было закрыто без окончательного заявления.

На деле же получилось, что Россия блокировала резолюцию, не прибегнув к праву вето, ведь Чуркин выдвинул заведомо неприемлемое предложение и устроил торги: Одесса в обмен на Крым. Принятие резолюции с такими поправками невозможно ни для одной стороны, ни для другой. Это также дает четкое понимание, что политический волейбол не закончился и впереди еще множество матчей.

Кстати, еще одна такая игра произошла 28 апреля во Франции, когда нижняя палата парламента поддержала резолюцию рекомендательного характера с призывом к правительству не продлевать санкции против России. В голосовании, что интересно, участвовали лишь 98 законодателей из 577: "за" свой голос отдали 55, "против" - 44. Инициатором выступил соратник друга Владимира Путина и член партии Николя Саркози "Республиканцы" Тьерри Мариани. Тот самый, который с несколькими коллегами ездил в Крым в прошлом году, за что стал персоной нон-грата в Украине. Мариани не раз выступал со словами поддержки Кремлю, заявляя, что аннексия полуострова - это "восстановление исторической справедливости". Также он является противником санкционного давления. В целом, фигура занятная, но типичная для европейских представителей пророссийского лобби. Кроме правоцентристов Саркози голосовали "за" и леворадикалы из "Левого фронта", и еще одни правоцентристы из "Союза демократов и независимых", и, конечно же, правые из партии еще одной подруги Путина Марин Ле Пен "Национального фронта".

Принятие этой резолюции - не руководство к действию, но прекрасно вписывается в общую стратегию поведения фан-клуба РФ в ЕС, а также является прекрасным заделом на будущее. Сейчас обстановка во Франции неспокойная: студенты с профсоюзами ходят на регулярные акции протеста против трудовой реформы. Манифестации эти зачастую проходят бурно, с драками, слезоточивым газом и поджогами. Они демонстрируют отсутствие шансов у Франсуа Олланда выдвинуться в 2017 году на пост главы государства. Его уже сравнивают не просто с пудингом "Фланби", а с злополучным Людовиком XVI, жизненный путь которого окончился на гильотине в 1793 году. Российская же карта дает определенные козыри в предвыборной гонке и может быть успешной в французском обществе, где на фоне слабости социалистов Олланда национальный эгоизм лишь усиливается.

Фактически пророссийские депутаты делают то, о чем думают многие другие политики, но не могут позволить себе сказать. Причем тут речь идет уже не только о Франции, но и о других странах Евросоюза, которые сейчас входят в период предвыборных и выборных процессов. Яркий пример - Австрия. Руководство этой страны, известное своей "терпимостью" к Москве, не раз говорило о необходимости отказа от санкционной дубинки. Власти тут поддерживают отечественный бизнес, который всегда был плотно завязан на Россию. 24 апреля в Австрии состоялся первый тур президентских выборов, на которых с 15-процентным отрывом неожиданно победил националист из пророссийской Партии свободы Норберт Хофер. Посол Австрии в Украине Гермине Поппеллер поспешила заверить Киев, что несмотря на позицию бизнеса, власти поддерживают санкции. Да, "главный" в стране - это канцлер, но президент - весьма символичная фигура, которая показывает поправение настроений и растущий евроскептицизм избирателя . Слова же дипломата обусловлены тем, что на данный момент и в Австрии, и в Европе в целом никто не хочет повышать градус, стараясь избегать такой опасной темы. А потому в ближайшее время украинцев будет преследовать четкое ощущение, что нас предали. И тут никуда не деться.

Самым последовательным и решительным игроком в борьбе с Москвой сейчас является Вашингтон, который все активнее демонстрирует готовность прижимать Россию к полу. Европа же привыкла к модерации и сглаженным углам.

Все поддерживают текущие правила игры, поскольку альтернативы "нормандскому формату" нет в силу множества обстоятельств. Одно из них - неготовность идти дальше. Тут, кстати, недавно хорошие примеры предоставила нам Германия. Во-первых, когда Берлин бурно отреагировал на идею размещения полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. 27 апреля официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер заявил, что такая инициатива даже не обсуждалась, и для Германии "трудно представить себе в настоящее время, как могла бы выглядеть вооруженная миссия ОБСЕ, целью которой должно быть обеспечение безопасности выборов в занятых сепаратистами регионах". Второй пример - это сильное нежелание немцев, со слов главы Оперативного командования видов вооруженных сил Польши генерала Марека Томашицкого, чтобы украинские военные участвовали в учениях НАТО "Анаконда-2016". Отношения Варшавы с Берлином сейчас далеки от нейтральных, но нет никаких объективных аргументов, опровергающих такую позицию Германии.

Политика Берлина, Парижа или Вены отражает общую политику Евросоюза. Всем очевидно, что конфликт на Донбассе, подпитываемый Кремлем, - тупиковая ситуация, которая никак не разрешится с помощью предпринимаемых сейчас мер. Вальсировать дипломаты и лидеры стран будут еще очень долго, а бал обречен никогда не закончиться, если, конечно, в зал не ворвутся какие-нибудь воинственные молодчики во всеоружии. Но этот сценарий - табу для Европы. И в принципе устраивает Кремль. Партнеры партнерами, но свои интересы нужно отстаивать в первую очередь.