Почему Ахметов и Фирташ поддержали национализацию русских предприятий

Главным акционерам "Оппозиционного блока" выгоден любой повод для раскачивания социально-политической ситуации внутри Украины. В ход пошли как "шахтерская карта", так и предложение раскулачить Путина
Фото: УНИАН

Минувшая парламентская неделя прошла под аккомпанемент стука касок шахтеров в правительственном квартале столицы. Однако в связи с тем, что в результате российской агрессии на территории Донбасса угольная отрасль страны потеряла для Украины стратегическое значение, использование извечной любимой игрушки "донецких" обернулось против них самих.

Ахметовская "шахтерская карта" бита

Пытаясь выбить для себя экономические преференции от правительства и сохранить монопольное положение на энергорынке страны, донецкий миллиардер Ринат Ахметов решил действовать по старинке. Но эффект от завоза в столицу работников своих шахт оказался даже не нулевой, а минусовый. Это в 1990-х горняцкие акции протеста были важными факторами политической борьбы, а иногда решающими. Считается, что вспых­нувшая летом 1993 г. забастовка на шахте им. Засядько, распространившаяся на весь угольный регион, спровоцировала отс­тавку премьера Леони­да Кучмы, после чего и. о. главы правительства стал "засядьковец" Ефим Звягильский. Теперь же влияние угольной отрасли, большая часть которой не контролируется Укра­иной из-за российской оккупации отдельных индустриальных районов Донбасса, фактически упало ниже ватерлинии, но этого пока до конца не осознали ни сами горняки, ни их хозяева.

Важно и другое. Это еще в начале прошлого десятилетия киевляне сочувствовали шахтерам, которые отправлялись в банальные походы за зарплатой, становились палаточным лагерем на Трухановом острове и голодали на Майдане. Теперь же понаехавших воспринимают как очередных проплаченных "титушек", которые поведением в столице лишь подтверждают свой неблаговидный имидж. А без народной поддержки любая акция протеста априори обречена на провал. Особенно когда все тайное, в том числе некий план "Кре­пость", тут же становится явным, а власть вынуждена реагировать должным образом. Так, Президент Петр Порошенко на ахметовском телеканале "Укра­ина" заявил, что те олигархи, которые будут давить через забастовки на власть, получат по рукам. А СБУ уже открыла уголовное производство по фактам финансирования менеджментом отдельных частных угольно-добывающих компаний (речь, судя по всему, идет о ДТЭК Ахметова) шахтерских акций протеста в Киеве, сопровождавшихся блокированием работы органов государственной власти и управления.

Подарок от Ляшко

Экс-"регионалы" теперь будут кричать по всему востоку и югу страны о том, что скоро принадлежащие россиянам заводы закроются, их рабочие будут уволены, а единственным спасением является исключительно всеукраинская забастовка

И тут как никогда ксати стал еще один камень преткновения прошедшей парламентской недели - проект закона "О национализации имущества Российской Федерации и ее резидентов", внесенный в Верховную Раду лидером Ради­кальной партии Олегом Ляшко и десятью его соратниками. Но самое интересное произошло в тот момент, когда парламент голосовал за его включение в повестку дня. Сразу восемь нынешних нардепов от "Оппозиционного блока", а в недавнем прошлом топ-менеджеров Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, вдруг решили поддержать рассмотрение вопроса об экспроприации украинской собственности россиян.

А смысл специально продуманной игры "сине-белых" вот в чем. Во-первых, зная о том, что против рассмотрения данного законопроекта выступает значительная часть правящей коалиции, "Оппо­зи­ционный блок" таким образом решил подкинуть дополнительных дровишек в топку и так существующих распрей внутри парламентского большинства. А во-вторых, экс-"регионалы", воспользовавшись возникшим скандалом, теперь будут кричать по всему востоку и югу страны о том, что скоро принадлежащие россиянам заводы закроются, их рабочие будут уволены, а единственным спасением является исключительно всеукраинская забастовка. Тем самым расчет будет делаться на продолжение протестных акций в Киеве. Особенно после того, как всем уже стало понятна бесперспективность раскачивания внутриукраинской ситуации Ахме­товым с помощью своих подневольных шахтеров.

Что Украина может забрать у Путина

На сегодняшний день основные корпоративные интересы властей РФ сосредоточены в банковской сфере Украины. В нашей стране работают три "дочки" банковских холдингов, которые контролирует российское руководство, - Пром­инвестбанк (98,6% его акций принадлежат Внешэкономбанку, имеющему статус государственной корпорации), Сбербанк России (опосредованно 50%+1 его акция через российский Сбербанк контролирует Центробанк РФ), а также ВТБ Банк - "дочка" российского Внешторгбанка, 60% которого контролирует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России. Все они, по данным НБУ, входят в топ-10 крупнейших финучреждений страны по размеру активов, совокупный объем которых на начало этого года превышал 134 млн грн.

Вторым по величине "ареалом" российских инвесторов с государственным капиталом в Украине является энергетика. В частности, ОАО "НК "Роснефть" контролирует в нашей стране бизнес, доставшийся ей вместе с ТНК-BP, в который входят Лисичанский нефтеперерабатывающий завод в Луганской области, сеть из порядка 130 заправок (без учета АЗС, оставшихся на оккупированной территории Донбасса), работающая под брендом ТНК, "Золотой гепард" и Formula, и несколько нефтебаз. Рыночная стоимость этого хозяйства на сегодняшний день может потянуть почти на $0,5 млрд.

Крупный актив в Украине - краматорский завод "Энерго­маш­спецсталь", выпускающий продукцию для АЭС, контролирует также государственная корпорация "Рос­атом". Его чистый доход в 2013 г. составил около 1,2 млрд грн., при этом убыток превысил 220 млн грн. Есть активы в нашей стране и у российского газового монополиста - "Газпрома". Ему, в частности, принадлежит 40%-ная доля в киевской компании "Газ­транзит", созданной для контроля транзита российского природного газа в Турцию и страны Бал­канского региона, и 100% акций в торговой компании "Газ­пром сбыт Укра­ина". Совокупный оборот этих компаний только в 2013 г. превысил 1,7 млрд грн., а чистая прибыль за это время составила порядка 70 млн грн.

Овчинка выделки не стоит

Теоретически эти активы можно национализировать как государственное имущество РФ, однако это применимо разве что в отношении "Росатома" и Внешэконом­банка, которые являются 100%-ными российскими государственными структурами. Все остальные: ВТБ, Сбербанк, "Роснефть" и "Газ­пром" - акционерные общества, у которых тысячи частных совладельцев, в том числе западные инвестиционные фонды, а многие из них котируются на международных биржах. Национализация их имущества неизбежно станет предметом споров в международных судах как с участием самих компаний, так и их акционеров. Наконец, не стоит забывать о том, что национализация банков с российским капиталом неизбежно ударит по всей банковской системе Украины, которая и так трещит по швам. Хотя бы потому, что в российской "большой тройке" сейчас сосредоточено почти 22 млрд грн. депозитов физлиц.

Гарантированно начнут судиться с Украиной в международных инстанциях и крупные российские частные компании, если встанет вопрос о национализации их активов. Сложно представить, сумму с каким количеством нулей потребуют от Украины российские "Мобильные Телесистемы", владеющие оператором "МТС-Украина", или группа "Русал" Олега Дери­паски, контролирующая Нико­ла­евский глиноземный завод, или акционеры "Альфа-Групп" Миха­ил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев, владеющие украинским Альфа-Банком, если их активы решат национализировать по мотивам общественной необходимости. И в Администрации Пре­зидента, и в Кабмине эти риски пони­мают. Но голосование, прошедшее в парламенте, стало очень тревожным звонком для предпринимателей из РФ, имеющих интересы в нашей стране. Многие из них теперь, скорее всего, займутся переоформлением бизнеса в Украине на лиц, не имеющих отношения к России.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 27 апреля 2015 г. (№17/727)