ОПЗЖ не тронут. Успеют ли у Зеленского запретить Партию Шария до выборов
Общественный совет при Минюсте обратился к министру Денису Малюське с просьбой о запрете Партии Шария и ОПЗЖ
В среду, 12 августа, глава Общественного совета при Министерстве юстиции Василий Гончарук, сообщил, что вместе с коллегами рассмотрел обращение политических сил и общественных организаций о запрете деятельности ОПЗЖ и Партии Шария, и по итогу заседания совет рекомендовал Минюсту начать юридический процесс и запретить деятельность этих партий.
О шансах на запрет ОПЗЖ мы скажем ниже, что же касается Партии Шария, то, скорее всего, речь шла об обращении "Нацкорпуса", который попросил Минюст инициировать процесс запрета ее деятельности. Кстати, чуть раньше, а именно 30 июля, Окружной административный суд Киева (ОАСК) открыл производство по иску, в котором истец просит суд признать противоправным бездействие Минюста, который не принимает решения по поводу несоответствия деятельности партии блогера Шария требованиям Закона "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики". Также истец просит ОАСК обязать Минюст обратиться с иском в суд о запрете деятельности Партии Шария на территории Украины и отменить государственную регистрацию партии. Пока что дата рассмотрения иска не назначена.
Минюст может не спешить принимать решение только по одной причине — на Банковой взвешивают "за" и "против" такого шага. Но фактически у министерства уже есть лекала, по которым можно действовать, если поступит команда. Речь идет о запрещении КПУ, которое стартовало в июле 2015 г. Тогда глава Минюста Павел Петренко сообщил, что издал три приказа, определяющие, что КПУ не отвечает требованиям законодательства. Сделал это Петренко на основе правового заключения Комиссии по вопросам соблюдения Закона "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики" (постоянно действующая, создана при министерстве). В документе было установлено несоответствие деятельности, наименования и символики Коммунистической партии Украины требованиям упомянутого закона, который вступил в силу в мае 2015 г.
Уже 16 декабря того же года года тот же ОАСК, в который сейчас подан иск о запрете Партии Шария, удовлетворил иск Минюста в полном объеме, запретив деятельность КПУ. Коммунисты пыталась в судебном порядке оспорить это решение, но проиграли сначала апелляцию, а затем и кассацию — Высший административный суд Украины отказал в открытии производства. Тем не менее из-за судебной коллизии КПУ некоторое время продолжала свою деятельность. Дело в том, что в 2017 г. 46 народных депутатов из бывшей Партии регионов подали представление в Конституционный суд Украины о признании закона о декоммунизации не соответствующим Конституции. Но 16 июля 2019 г. КСУ признал закон отвечающим Конституции, то есть последняя преграда к окончательному запрету Компартии исчезла.
Другими словами, процесс запрета партии, конечно, не быстрый. Но главный момент в нынешней активизации подобных инициатив относительно упомянутых выше партий – это решение админсуда первой инстанции (ОАСК), которое фактически перекроет политсилам дорогу на выборы. А вот тут и начинается самое интересное.
Скорее всего, в иске, который Минюст подаст в суд, будет фигурировать одна, а не две партии. Сколько бы президент Зеленский не заявлял о том, что Медведчук и его партия – плохишы, финансирование у них не то и не оттуда, и так далее, он понимает, что ничего сделать с политсилой кума Путина не получится. Это чревато возможными проблемами в Минском процессе, в котором у Зеленского в ближайшее время рассчитывает добиться прогресса на фоне перемирия.
Конечно, запретив ОПЗЖ, Зе-команда получила бы гораздо более лояльные местные советы в южных и восточных регионах страны, но такой вариант развития событий — чистая фантастика.
Что касается партии блогера, то она оказывается в фокусе внимания власти, ведь Шарий не просто воюет со "слугами", как может, он атакует персонально Зеленского. Чего стоит хотя бы обещание отправить биоматериалы, которые, по словам Шария, его активисты взяли у Зеленского, на проверку на употребление наркотиков в некую берлинскую лабораторию.
Есть у истории с запретом партии блогера еще одно измерение. Дело в том, что в стране уже начался процесс формирования территориальных избиркомов, в которые, естественно, входят и представители Партии Шария. При этом процесс ее запрета будет явно не быстрым – даже если Минюст поторопится, впереди судебные разбирательства, и даже первое судебное решение может быть вынесено уже после 25 октября, то есть после местных выборов. Тут власть окажется в довольно трудном положении – не аннулировать же мандаты, полученные на выборах.
Если же решение будет вынесено раньше – власти придется начать чистку ТИК от людей Шария, и тут, опять-таки, очень важен вопрос времени – возможно, решение о запрете Партии Шария будет вынесено за недели, а то и дни до выборов. И чем ближе оно будет к урочной дате, тем сильнее будет скандал вокруг этого действа.