По пути Польши и Болгарии. Чем украинским ВВС заменить советские "летающие гробы"
Страны, которые только относительно недавно вышли из-под советского влияния, стали ускоренными темпами переходить на более эффективные образцы оружия западного производства.
И одним из важнейших направлений стала модернизация воздушных сил. Первыми выступили поляки, которые после непростого конкурса, в котором принимали участие французский Mirage 2000-5, шведский JAS-39C/D Gripen и американский F-16 Block 52+, приняли решение купить 48 самолетов F-16C/D Block 52. Они же первыми среди младоевропейцев хотят получить и самые современные истребители пятого поколения Lockheed Martin F-35А Joint Strike Fighter. Так, буквально 16 мая министерство национальной обороны Польши высказало намерение получить первую эскадрилью этих истребителей (16 самолетов) к 2026 г., а вторую эскадрилью (остальные 16 самолетов) — вскоре после 2026 г.
Истребители F-35A должны заменить в ВВС Польши эксплуатируемые в настоящее время боевые самолеты советского производства 1980-х годов: истребители МиГ-29 (фактически в строю 21 самолет) и истребители-бомбардировщики Су-22М4 (26 самолетов). Закупка F-35A будет осуществлена по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS). Польские СМИ оценивают стоимость возможной программы закупки 32 самолетов F-35A как минимум в 20 млрд злотых ($5,27 млрд).
Румыния в 2016–2017 гг. получила партию из 12 модернизированных F-16MLU из состава ВВС Португалии. Причем и тут министр обороны Румынии уже объявил о том, что перспективная задача, стоящая перед страной, — это приобретение все тех же истребителей F-35 Joint Strike Fighter, которые могут заменить F-16 в ВВС страны примерно через 20 лет.
Венгрия, Чехия и Хорватия выбрали в качестве основного другой истребитель такого же класса — шведский JAS 39 Gripen.
И вот буквально вчера произошло еще одно важное событие — Госдепартамент США одобрил сделку по продаже Болгарии восьми самолетов F-16 C/D Block 70/72 и сопутствующего оборудования на сумму $1,673 млрд.
Таким образом, можно говорить о том, что с получением этих универсальных самолетов подойдет к концу история как фронтовых истребителей МиГ-29, так и штурмовиков Су-25. С поддержанием в летной пригодности обоих типов у Софии была только головная боль.
Так, в ноябре 2018 г. 558-м авиационным ремонтным заводом в Барановичах (Беларусь) был подписан контракт на капитальный ремонт 14 самолетов Су-25 с ВВС Болгарии. Стоимость контракта составила $85,5 млн. Однако переведенные из Болгарии деньги просто не дошли до Беларуси. Оказалось, что Минск находится под эмбарго, а банкиры очень щепетильны в вопросах, связанных с санкциями и ограничениями.
В этой связи в очередной раз встает вопрос о модернизации парка украинских Воздушных сил. Ведь уже не только военным очевидно, что, во-первых, советские машины типа МиГ-29 или Су-25 доживают буквально последние годы. А эксплуатация тех аппаратов, которые имеют достаточный запас прочности (как то: Су-24 или Су-27), такому, признаем, откровенно небогатому государству, как наша страна, просто не по карману. Да и они не универсальные, а заточены под выполнение довольно узких задач.
А наши Воздушные силы в идеале должны быть компактными, как можно более универсальными. И самое главное — гораздо ближе к стандартам НАТО, чем сейчас.
И еще, производить (или, вернее, даже просто собирать по лицензии) боевые самолеты больше, чем, например, L-39 "Альбатрос" или J-15/Як-130, наша авиационная промышленность просто не в состоянии.
А значит, остается только один путь, по которому уже прошли наши соседи. И выбор дешевого и относительно современного самолета на рынке невелик — это все тот же F-16 или "Грипен". Причем потребности в них при условии, что еще какое-то время будем модернизировать пару-тройку советских образцов, относительно невелики. Вряд ли их будет нужно более чем 36 единиц.
Тем временем, пока будут служить советские образцы, стоит смотреть и в сторону истребителя Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter. Эти самолеты вполне могут составить основу Воздушных сил Украины лет через 15–20.
Поэтому, как видится, уже сейчас, не дожидаясь пока наши самолеты окончательно будут признаны нелетнопригодными и летчики просто будут отказываться садиться в "летающие гробы", стоит начать хотя бы подготовительный этап. Попробовать хотя бы прописать в государственном бюджете на ближайшие 5–10 лет ассигнования на обновление самолетного парка. И постепенно переходить на стандарты НАТО. Сначала в подготовке летчиков, потом, например, в оборудовании новых аэродромов аэронавигационным оборудованием западных стандартов. Ведь вместо этого мы до сих пор пытаемся каким-то образом модернизировать советскую систему подготовки летно-технического состава, так и не запустили массово программу отправки курсантов в западные летные школы, как это практикуют страны — союзники США и НАТО.
Нет четкого понимания задач и места Воздушных сил в общей системе обороноспособности государства не только у политического руководства, но и у военных. Судя по доступным автору источникам в военной среде, нет серьезной дискуссии о том, какие именно самолеты нам нужны и сколько. А ведь существует целая система военных учреждений, которые должны заниматься именно такими концептуальными вопросами.
Конечно, есть понимание, что это связано прежде всего с недостаточным финансированием армии, которого ныне хватает только на поддержание боеспособности группировки на Донбассе и оплаты наиболее критичных для обороноспособности проектов типа ракетной программы. Однако война рано или поздно закончится, и тогда можно будет разговаривать и о модернизации Воздушных сил. Но к этому моменту должно быть все готово — как минимум теоретическое обоснование тех или иных дальнейших шагов.