По итогам "Нормандии". Новые участки разведения сил на Донбассе (КАРТА)

Одним из итогов встречи в "нормандском формате" является договоренность о продлении разведения сил по линии разграничения между подконтрольной Киеву территорией и территориями поддерживаемых Россией самопровозглашенных "ЛНР" и "ДНР"
Фото: Офис президента

При этом известно, что российский президент Путин хотел разведение сил вдоль всей линии фронта, тогда как украинский президент Владимир Зеленский убедил других участников "нормандского саммита", лидеров Франции и Германии, в неэффективности этой идеи и согласился на еще три зоны, по примеру трех предыдущих (в Станице Луганской, Золотом и Петровском). Об этом в статье для Depo.ua пишет Руслан Рудомский.

Очевидно, президент Украины наконец-то начал понимать всю бессмысленность такого явления, как "разведение сил" в контексте разрешения ситуации по существу и начинает искать способы выкрутиться из ситуации, которую он лично запутал и сам в ней запутался. Судя по заявлениям Зеленского, выход он видит в том, чтобы рассредоточить силы и средства на тех участках фронта, на которых это приведет к минимуму позиционных потерь и, вместе с тем, даст максимум имиджевых бонусов. Что-то типа Станицы Луганской с ее мостом и КПВВ.

"То есть, не Счастье или Дебальцево, где мы не можем стратегически, политически... Поэтому мы говорили о трех гуманитарные точках: какой-то переход, какой-то мост, чтобы просто помочь людям", - заявил Зеленский во время общения с прессой после "нормандской встречи".

На следующий день этот же тезис, только более внятно, повторил министр обороны Андрей Загороднюк.

"Договорились о трех новых участках разведения до марта. Разведения по всей линии, как хотела Россия, не будет. Важный момент: эти три участка должны стать гуманитарными зонами, которые дадут возможность обустроить переходы и переезды и улучшить жизнь людей в зоне разграничения. Должны теперь определить подходящие варианты. И у нас будет время на подготовку", - написал Загороднюк.

Определять эти три зоны будет Трехсторонняя контактная группа в Минске, а тем временем Depo.ua попытался разобраться и определить расширенный список - где могут быть эти потенциальные три "зоны безопасности".

Трехизбенка

В течение первых лет войны Трехизбенка была одной из самых горячих точек на карте АТО, где позиционная война нередко переходила в открытое вооруженное противостояние. И хоть последние несколько лет боевики "ЛНР" почти не трогают само село, по украинским позициям возле него стреляют с завидной регулярностью.

В пользу этого пункта свидетельствуют сразу несколько аргументов. Во-первых, на Луганщине катастрофически мало гуманитарных пунктов перехода через линию фронта, особенно в той ее части, где эта линия проходит по достаточно бурной реке Северский Донец.

Во-вторых, там нет "серой зоны" как таковой - неподконтрольная украинской власти территория начинается прямо за разрушенным мостом через Северский Донец, поэтому разведение сил здесь будет заключаться, по сути, в восстановлении моста и установке блок-постов на расстоянии 2 км по обе стороны от его центра.

Ну и в-третьих, практически все мужское население Трехизбенки в 2014 году подалось в батраки к российским оккупантам, оставив дома родных, и это может представляться российской стороной как призыв к "воссоединению семей".

Зайцево

Собственно, все точки, где размещены КПВВ, с большой долей вероятности будут включены в расширенный список "зон безопасности". Станица Луганская и Золотое - яркий пример, хоть и не без нюансов.

Что касается конкретно Зайцево, там до октября 2016 года существовал Контрольный пункт въезда-выезда, который потом перенесли немного на юг к Майорску. Чисто с гуманитарной точки зрения на так называемом "горловском периметре" не помешал бы еще один КПВВ - так почему бы не возобновить некогда существующий?

С позиционно-военной точки зрения здесь больше рисков для боевиков, чем для ВСУ, ведь им придется отойти вглубь города. Хотя, тем труднее будет проконтролировать отвод сил боевиков.

Марьинка

Здесь расположен ближайший к оккупированному Донецку и, соответственно, один из наиболее популярных КПВВ, который, к тому же, частенько подвергается обстрелам. Поэтому эта точка на карте буквально сама просится в "зону безопасности". Но есть нюансы.

С одной стороны, отвод сил в Марьинке, которую с тяжелыми и кровавыми боями освобождали и удерживали в 2014-2015 годах, будет однозначно воспринят обществом, как "измена". Особенно той его частью, которая имеет отношение к АТО/ООС.

А с другой стороны, кто-то будет убеждать, что Украина здесь получит больше выгоды, чем террористы, ведь спокойно работающий пункт пропуска под Донецком - это мощный ресурс для разведывательной, диверсионной и пропагандистской деятельности в самом логове врага.

Гранитное

Здесь ситуация аналогичная тем, что в Станице Луганской и Трехизбенке: река (только уже Кальмиус) и разрушенный мост. Разница заключается лишь в том, что здесь большая площадь так называемой "серой зоны", плюс открытая местность без господствующих высот.

Кроме того, в результате вражеских обстрелов вблизи Гранитного довольно часто гибнут украинские защитники, а это Зеленский может подать как весомый аргумент за разведение здесь сил. По крайней мере, так он делал раньше в Золотом.

Кстати, именно здесь в июле этого года в районе южной окраины села Гранитное на линии фронта боевики расстреляли машину новоназначенного президентом Зеленским председателя Донецкой ВГА Павла Кириленко, в результате чего погибли украинские бойцы.

Гнутово

Здесь находится крупнейший пункт пропуска в южной части зоны ООС, который имеет стратегическое значение для данного региона в принципе. Но особенным его делает близость к Мариуполю, мир и покой в котором очень важны для Украины.

С одной стороны Путину выгодно отодвинуть ВСУ на 2 километра ближе к Мариуполю, а с другой, Зеленский это же может трактовать в свою пользу - Украине выгодно отодвинуть боевиков на 2 километра от Мариуполя.

Широкино

Несмотря на то, что Широкино еще с 2015 года считается демилитаризованной зоной, обстрелы и провокации со стороны боевиков там не прекращаются до сих пор. Плюс - все та же близость к Мариуполю.

Доводы Зеленского могут быть те же самые, что и в случае с Гнутовом: Украине выгодно отодвинуть боевиков еще на 2 километра от Мариуполя. К тому же, никто не мешает Зеленскому сказать, что "там все равно никто не живет". Как показывает практика, такие простые для осознания "аргументы" довольно хорошо заходят 73% населения Украины.

Хотя, все мы понимаем, что можно сколько угодно таких "зон безопасности" нарисовать, но все будет без толку, потому что с большой долей вероятности террористы "Л-ДНР" все равно не будут выполнять никаких договоренностей.

Не говоря уже о том, что создавая эти "зоны безопасности", Украина фактически теряет все достижения в "серой зоне". Но президенту, похоже, чтобы это осознать, надо было съездить в Париж.