"Мягкий инструмент" для Рады. Что делали депутаты Зеленского, Порошенко и Тимошенко в закарпатском лесу
Западные друзья решили попросить нас забыть о выборах до конца войны. И встреча в Турьей Пасеке привела к нужному консенсусу
Выборы в Украине будут не раньше, чем через полгода после окончания войны. Об этом договорились лидеры фракций и групп Верховной Рады на встрече, организованной при участии европейских и американских институций. О существовании такого документа упомянул глава фракции "слуг народа" Давид Арахамия в недавнем интервью Наталье Мосейчук (Раевской) на "1+1".
"Есть такое дело — Диалоги Жана Монне. Когда берут всех глав фракций и мы садимся в офрек-режиме [off the record — не для записи] при фасилитации [под руководством] бывшего главы Европарламента Пета Кокса. Мы на последней неделе это делали, и мы подписались все, что мы против того, чтобы были выборы до конца войны, — рассказал Арахамия. — Я считаю, что это нужно донести до всех, чтобы все в конце концов успокоились и сфокусировались на том, что нам нужно побеждать. И все мы это зафиксировали в письменном виде как меморандум среди всех политических сил".
Зачем это Евросоюзу и США
Тут нужно сделать несколько пояснений о роли западных институций. Прежде всего, что такое Диалоги Жана Монне.
Француз Жан Монне (1888-1979) был первым президентом (в 1952-1955) высшего органа Европейского сообщества угля и стали, то есть того объединения, которое затем поэтапно превратилось в Евросоюз. В 1978 году был создан Фонд Жана Монне. В марте 2015 года президентом этого фонда стал бывший глава Европарламента (в 2002-2004) ирландец Пет Кокс. А в июле того же года Пет Кокс возглавил миссию Европарламента, призванную сформировать "дорожную карту реформ" Верховной Рады Украины.
Тем временем в Раде нарастали межфракционные конфликты. И для успеха миссии Кокса оказалось необходимым наладить диалог внутри Рады. Так у Кокса родилась идея Диалога Жана Монне. Она была поддержана Европарламентом.
"Диалог Жана Монне за мир и демократию — это инструмент, разработанный Европейским парламентом в области парламентского посредничества и диалога. С помощью Диалога Жана Монне Европейский парламент укрепляет способность политических лидеров развивать настоящий межпартийный диалог и достигать консенсуса, необходимого для создания демократической парламентской культуры и доверия", — рассказывает сайт Европарламента.
Подчеркнем, этот "мягкий инструмент" был разработан Европарламентом специально для Верховной Рады Украины. Эксперимент был признан удачным, и в 2018-2020 годах три Диалога Жана Монне были проведены для парламента Северной Македонии. По несколько измененной методике были организованы Европарламентом межпартийные диалоги в Народной Скупщине Сербии в 2019-2022 гг.
Но вернемся к нашей Верховной Раде. Первый Диалог Жана Монне состоялся в октябре 2016 года в доме Жана Монне в Базош-сюр-Гвионне недалеко от Парижа. Затем в разных местах были проведены еще пять диалогов для Рады VIII созыва, последний (шестой по счету) — в мае 2019 года. То есть диалоги организовывались каждые полгода. Очередной, седьмой Диалог Жана Монне состоялся в ноябре 2019 года, уже после внеочередных выборов нардепов.
А затем три года — 2020, 2021 и 2022 — никакие Диалоги Жана Монне для Верховной Рады не проводились. "Слуги народа" чувствовали себя хозяевами в Раде и не испытывали потребности ни в диалоге с другими фракциями (даже во время полномасштабной войны), ни в реформировании Рады. И выслушивать советы от западных партнеров они тоже не имели желания.
Однако в 2023 году ситуация изменилась. В Раде нарастали внутренние конфликты, и одной из причин был саботаж многими "слугами народа" законопроектов, на принятии которых настаивали западные партнеры и кредиторы — Евросоюз, США, НАТО, G7, МВФ. У западных институций возникло желание в неформальной обстановке провести с руководством Рады и лидерами фракций и групп воспитательную и разъяснительную работу. И диалоги под руководством Пета Кокса возобновились.
27-29 апреля в Люблине в Польше состоялся восьмой Диалог Жана Монне, а девятый — 10-12 ноября в селе Турья Пасека на Закарпатье. Стоит подчеркнуть, что оба эти мероприятия были организованы при участии Европейского Парламента, Агентства США по международному развитию (USAID) и Национального демократического института (NDI). То есть к процессу воздействия на нашу Раду подключились американцы.
Пет Кокс — это не Тини Кокс
Заслуживает отдельного внимания проводник этого воздействия — Пет Кокс. Он уже 12 лет глубоко погружен в украинскую политику. С июня 2012 года вместе с экс-президентом Польши Александром Квасневским он был сопредседателем Специальной мониторинговой миссии Европарламента, которая опекалась судьбой Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и других узников режима Януковича. В рамках этой миссии Кокс и Квасневский за 17 месяцев совершили 27 совместных визитов в Украину. А с июля 2015 года Кокс, как уже было сказано, руководит программой Европарламента по повышению институциональной способности Верховной Рады Украины. В этом качестве (вне рамок Диалогов Жана Монне) он многократно приезжал в Украину. То есть Пет Кокс — это уникальный европейский деятель, который лично знаком с ключевыми фигурами различных фракций в трех Верховных Радах — VII, VIII и IX созывов. И конечно, внутреннюю кухню украинской политики он тоже прекрасно знает. Поэтому задача неформально (в офрек-режиме, как упомянул Арахамия) побеседовать с украинскими политиками и доходчиво объяснить им пожелания и предупреждения западных партнеров — это миссия как раз для Пета Кокса.
Задачей девятого Диалога Жана Монне было убедить все парламентские партии в том, что сейчас они должны сконцентрироваться на законах, необходимых для вступления в НАТО, а о выборах лучше забыть до конца войны. И Пет Кокс по итогам трехдневных неформальных обсуждений с 17 нардепами в закарпатском лесу отчитался об успешном выполнении задачи. Он заявил, во-первых, о "ряде стратегических консенсусных решений, согласованных каждой фракцией (группой) и присутствующими народными депутатами Украины насчет решимости как можно больше объединить работу над реализацией целей евроатлантической политики Украины". Во-вторых, он объявил о переносе выборов: "Я также очень доволен, что фракции договорились о принципах проведения предстоящих свободных и честных национальных парламентских и президентских выборов после окончания войны и военного положения". Его слова "я очень доволен" красноречиво свидетельствуют о том, что западные партнеры добивались именно такого результата.
Раньше часто можно было услышать, что на Западе нет единой позиции по нашим выборам. Или даже что Запад требует от нас выборов. Например, в мае президент Парламентской ассамблеи Совета Европы нидерландец Тини Кокс (Tiny Kox), которого, конечно, не нужно путать с ирландцем Петом Коксом (Pat Cox), заявил, что он настаивает на необходимости проведения Украиной парламентских и президентских выборов даже в условиях военного положения. В июле, ссылаясь на Тини Кокса, о том же заговорил председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук. "Мы должны понимать, что не должно быть застоя демократии. И именно поэтому президент ПАСЕ господин Кокс и другие коллеги говорят о том, что все-таки необходимо приложить усилия, чтобы осуществить это [выборы]", — заявил он в эфире телемарафона.
Сейчас под этой дискуссией подведена черта. Евросоюз и США увидели, что как только в украинском воздухе запахло выборами, способность Верховной Рады принимать нужные законы резко снизилась. И вообще, многие политические игроки стали руководствоваться больше электоральной логикой, чем общими интересами страны. Поэтому западные друзья решили попросить нас забыть о выборах до конца войны. И девятый Диалог Жана Монне привел к нужному консенсусу.
Вопросы после точки
В числе 17 нардепов, которые собрались в Турьей Пасеке, были крупные парламентские фигуры. От партии "Слуга народа" — первый вице-спикер Рады Александр Корниенко, лидер фракции Давид Арахамия и еще три депутата. От партии "Батьківщина" — вице-спикер Рады Елена Кондратюк, лидер партии и фракции Юлия Тимошенко и ее заместитель Сергей Соболев. От партии "Европейская солидарность" — сопредседатель фракции Ирина Геращенко и еще два депутата. От партии "Голос" — глава фракции Александра Устинова и еще депутат. Также там были два представителя группы "Довіра", по одному — от групп "Платформа за життя та мир" (осколок ОПЗЖ) и "За майбутнє".
Подписались они под тем, что будущие парламентские и президентские выборы "проводятся после завершения войны и завершения действия военного положения со временем, достаточным для подготовки проведения выборов (не менее 6 месяцев после окончания военного положения) на основе действующего Избирательного кодекса". Впрочем, правила выборов все же могут быть изменены. "В рамках следующего Диалога Жана Монне мы продолжим наш обмен мнениями насчет принципов, которые могут стать краеугольными камнями будущих выборов в Украине. Участники Диалога согласились работать над разработкой специального закона, который урегулирует особенности проведения первых послевоенных выборов", — анонсируется в документе.
На этом можно было бы поставить точку, но приходится ставить знак вопроса, даже два.
Первый вопрос — как долго продержится консенсус в Раде. В подписанном документе сформулирован целый ряд обязательств, которые должны быть выполнены как бы взамен выборов — чтобы западные партнеры имели основания утверждать, что в Украине сохраняется демократия.
Например, насчет парламентского телеканала "Рада", который сейчас работает на телемарафон, то есть на Банковую. В документе сказано, что парламентские информационные ресурсы должны "работать с обеспечением принципов политического плюрализма (пропорционального представительства депутатских фракций и групп) и свободы слова". Однако канал "Рада" по-прежнему обслуживает монополию Банковой, а не парламентский плюрализм.
Аналогичные обещания имеются насчет парламентской дипломатии, то есть зарубежных поездок нардепов. В документе обещано "обеспечение пропорционального представительства в парламентских ассамблеях, международных форумах, а также участия в мероприятиях межпартийной дипломатии".
Отдельно обещано "обеспечение представительства меньшинства в распределении руководящих должностей в комитете Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова". Должность главы комитета остается вакантной уже более двух месяцев, после того как с нее прогнали депутата от ОПЗЖ Нестора Шуфрича. Две другие должности в комитете (заместитель председателя и секретарь) заняты "слугами народа".
Уже сейчас видно, что "слуги народа" не торопятся укреплять парламентский плюрализм, вопреки рекомендациям западных друзей. А это повышает шансы новых конфликтов в Раде, что чревато утратой ею работоспособности.
Второй вопрос — каковы намерения Банковой. Ведь документ, подписанный представителями парламентских фракций и групп, это не закон, а всего лишь декларация о намерениях. И если военное положение вдруг прекратится, то ЦИК обязана будет тут же объявить парламентские выборы. Никакие парламентские документы ей этого не запретят. Для назначения президентских выборов необходимо постановление Верховной Рады. Если придет указание с Банковой, сомнительно, чтобы "слуги народа" ослушались, ссылаясь на бумагу, подписанную в закарпатском лесу.
Журнал The Economist, например, рассказывает (не раскрывая своих источников) о падении рейтинга Владимира Зеленского: "Цифры, датированные серединой ноября, показывают, что доверие к президенту упало до +32%, что вдвое меньше, чем у до сих пор почитаемого генерала Залужного (+70%). Шеф шпионажа Украины Кирилл Буданов тоже имеет рейтинг выше президента (+45%)". Журнал подчеркивает, что на данный момент восемь из десяти украинцев выступают против самой идеи проведения президентских выборов, которые должны были бы состояться в марте следующего года. "Президент также исключил их, сославшись на военное положение. Но падение рейтинга все же может убедить его изменить свое мнение", — считает The Economist.
Так что Диалоги Жана Монне — это, конечно, прекрасно, но, при всем уважении к Пету Коксу, пока еще не факт, что его миссия выполнена. И что она выполнима.