План В для Донбасса, или зачем врать самим себе
На следующей неделе Рада проголосует закон об особом статусе Донбасса, который полностью повторит тот закон, который уже много лет подряд переносит на год введения этого самого особого статуса
Этот закон активно критикуют россияне и пророссийские силы и этот закон де-факто критиковали "слуги народа", ведь он цементирует Минские договоренности из которых, как оказалось, очень сложно вырваться и которые так легко критиковать.
Уже сейчас известно, что в заготовках для СМИ "слуги" будут говорить только одну вещь — мы добились того, что за последние месяцы резко уменьшилось количество смертей. Но, к сожалению, это лишь часть правды — никто не хочет говорить о причинах уменьшения обстрелов и о том, что эту передышку россияне используют для укрепления позиций.
Итак, давайте попробуем разобраться, что реально скрывается за этим кажущимся перемирием.
Изменилась стратегия РФ на Донбассе? По состоянию на сегодня мы можем говорить, что в течение последнего года есть только одно серьезное изменение — окончательное выдавливание людей Суркова и изменение влияния Курченко, которого вытесняют люди Козака. При этом основная стратегия россиян — форсированная реинтеграция — остается неизменной.
Что изменилось в украинской повестке дня? После романтического периода, который заключался в том, что нормандская встреча решит все, сейчас идет поиск новых-старых форм. И сейчас мы снова выходим на миротворцев и security first. Правда, пока миротворцы выглядят как миф, а не как реальность.
Но если говорить честно, по сути, сейчас все стороны находятся в определенном тупике, линейного выхода из которого просто нет. И все предложения, которые есть сегодня, включая миротворцев, очень сыры. Главная причина: РФ видит только один выход из ситуации и этот выход — прямые переговоры с террористами, немедленные выборы и создание республик в составе Украины.
Мы говорим о приостановлении войны и уменьшения жертв, но пока конфликт не заморожен. Путин приостановил боевые действия по нескольким причинам: в РФ происходит так называемый транзит власти и сейчас принимаются законы о неприкосновенности Путина и любые внешние раздражители в виде похорон десантников в Пскове ему не нужны; эпидемия COVID в ОРДЛО резко ухудшила боеспособность и привела к ожесточению на тех территориях (не надо также забывать, что и в ЛНР и ДНР идет замена руководства); ожидания результатов местных выборов в Украине, которые, к счастью, были не такими оптимистичными, как того ожидал Путин и обещал ему Медведчук; и частично из-за ситуации в Карабахе и Беларуси. Но для россиян принципиальным было стрелять хоть раз в день, чтобы ни у кого не сложилось впечатление, что конфликт заморожен.
Позитив заключается в том, что пока у Путина нет каких рычагов для поднятия ставок, а это главный и единственный прием, который применяла РФ последние 6 лет. Негатив — у него всегда есть возможность возобновить боевые действия.
Главная угроза для Украины сегодня — ослабление международной коалиции. Сейчас сложилась патовая ситуация: старая не работает, новой нет. По моему мнению, любые истории о выборах, амнистии, автономии и федерализм в нынешней социально-экономической и информационной ситуации могут развалить страну. Единственный выход — временное продолжение ситуация "ни мира ни войны" с максимальной подготовкой новых форматов и новых договоренностей.
Итак, каким видится выход:
• Начать большую дискуссию внутри страны об условном замораживания конфликта и отсрочки присоединения этих территорий (азербайджанский сценарий, в том числе предусматривающий серьезный культ военных). По состоянию на сегодня непонятна коммуникация власти о том, что меньше стреляют, но мы стремимся как можно быстрее провести выборы на Донбассе; имеется агрессивная коммуникация ОПЗЖ о том, что немедленно надо садиться за стол переговоров с террористами и амнистировать всех и, наконец, есть коммуникация правых сил о сложностях в армии (что является правдой, но лишь отчасти отвечает на вопросы Донбасса).
• Создание новых альтернативных "Минску" платформ, где объединятся все ключевые игроки, кроме РФ, и смогут затем выступать единым фронтом. Подчеркиваю: это должны быть разные платформы, а не одна. Гибридная война порождает гибридную дипломатию. Мы должны объединять международные усилия не только вокруг Донбасса, но и вокруг других вопросов, которые на первый взгляд далеки от Донбасса, но в комплексе будут усиливать давление на РФ — классический пример здесь — "Северный поток-2";
• Усиление судебных процессов против РФ. Россиян нужно выводить из зоны комфорта. Тактика тысячи порезов — основа сотрудничества с россиянами для достижения нужных решений. И ослабление России выгодно не только Украине, но и всем серьезным игрокам.
Худшее, что может произойти — сказать, что мы продолжим тактику "ни мира ни войны", и ничего не делать, как это было на протяжении последнего года.