А воевать кому? Зачем власть перевела стрелки с мобилизации на консульские услуги
Мы видим тривиальную, но эффективную политтехнологию: переключение внимания общества с правильной цели на ложную
После принятия закона об усилении мобилизации логично было ожидать, что власть сделает своим приоритетом увеличении численности ВСУ. Закон был официально опубликован 17 апреля, а вступит в силу 18 мая. И месяц между этими событиями — самое подходящее время для агитационно-мотивационной кампании с целью облегчения работы ТЦК.
Сейчас появился дополнительный аргумент: после полугодичной задержки обе палаты Конгресса США наконец-то утвердили более $60 млрд помощи для Украины, из которых более $50 млрд — военная помощь. Казалось бы, власть обязательно должна этим воспользоваться, чтобы сфокусировать общественное внимание на необходимости пополнения ВСУ.
Это не просто важно, а суперважно, мегаважно. Если наши войска в этом году не покажут успехов на поле боя, то в следующем продолжение американской и европейской военной помощи окажется под вопросом. Поэтому от успеха мобилизации в ближайшие месяцы будут зависеть перспективы Украины на десятилетия вперед.
Однако команда Владимира Зеленского решила переключить внимание общества на совсем другую тему — украинских мужчин за границей.
Ложная цель
Логику власти четко пояснил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Иногда дипломаты изъясняются витиевато, но наш Кулеба не такой. С присущей ему прямотой он признался, что власть сделала своим приоритетом справедливость.
"Как это выглядит сейчас: мужчина призывного возраста уехал за границу, показал своему государству, что вопрос его выживания его не волнует, а потом приходит и хочет получить от этого государства услуги. Так не работает. У нас в стране — война, — напомнил Кулеба 23 апреля. — Если эти люди считают, что кто-то там, далеко на фронте, воюет и отдает свои жизни за это государство, а кто-то посидит за границей, но при этом будет получать услуги от этого государства, — то так это не работает. Пребывание за границей не освобождает гражданина от обязанностей перед Родиной. Именно поэтому я вчера поручил принять меры для восстановления справедливого отношения к мужчинам мобилизационного возраста в Украине и за рубежом. Это будет честно".
То, что сейчас происходит, это тривиальная, но эффективная политтехнология: переключение внимания общества с правильной цели на ложную. Вместо мобилизации — справедливость. Причем такая справедливость, которая никак, абсолютно никак не помогает мобилизации.
Вместо мотивации к защите Родины — мотивация к отказу от украинского гражданства. Причем стимулируется быстрый отказ, прямо сейчас.
Вместо отражения Украиной российской агрессии — наказание Украиной украинских мужчин за границей. Причем любых мужчин мобилизационного возраста, включая тех, кто выехал до 24.02.2022.
На эти ложные цели переключается внимание не только украинского общества, но и западных медиа. О приостановке Украиной консульских услуг для своих мужчин мобилизационного возраста рассказали Reuters, Agence France-Presse и другие мировые информагентства.
И конечно, этим воспользовалась кремлевская пропаганда. В соцсетях распространяются ролики о том, как "украинские мужчины штурмуют консульство в Варшаве из-за решения МИД Украины прекратить предоставление консульских услуг мужчинам".
Управляемый кризис
Можно было бы предположить, что эта ситуация возникла из-за того, что, как это обычно бывает, авторы инициативы чего-то не продумали. Или, другой типичный вариант, — случился эксцесс исполнителя.
Однако в данном случае, похоже, никаких ошибок не было. Все идет точно так, как было задумано.
Все было запрограммировано еще во время подготовки законопроекта об усилении мобилизации. В редакции, принятой в первом чтении, говорилось, что консульские действия в иностранных дипломатических учреждениях Украины в условиях военного положения по заявлениям граждан Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет, которые являются призывниками, военнообязанными или резервистами, совершаются при наличии у указанных лиц военно-учетных документов. То есть предъявил военный билет — получаешь консульские услуги, нет военного билета — возвращайся в Украину и ищи его или оформляй новый. Если кто-то забыл военный билет дома, он наверняка уже получил его в письме или посылке от родственников. Поэтому подавляющее большинство украинских мужчин за границей проблем от нового закона не ждали. Как оказалось, зря.
Перед вторым чтением эта норма законопроекта была изменена. Вместо наличия военного билета теперь необходимо обновление персональных данных. Процитируем опубликованный закон: "Совершение консульских действий в иностранных дипломатических учреждениях Украины в условиях военного положения по заявлениям граждан Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет, которые не обновили персональные данные в сроки, определенные настоящим законом, осуществляется при условии одновременного их обновления".
Совершенно невероятно, чтобы норму изменили без ведома Андрея Сибиги, который был тогда заместителем руководителя Офиса президента и отвечал за дипломатическое направление. Скорее именно Сибига и был автором этой идеи. Закон был принят во втором чтении и в целом 11 апреля, а уже на следующий день, 12 апреля, Сибига сменил место работы: пересел в кресло первого заместителя министра иностранных дел. И вскоре после того, как закон был опубликован, Сибига, по утверждению zn.ua, направил руководителям зарубежных дипломатических представительств Украины письмо, в котором поручил "с 23.04.2024 временно приостановить совершение консульских действий по заявлениям граждан Украины мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет" до получения от МИД дополнительных разъяснений о порядке применения положений закона об усилении мобилизации.
Одновременно госпредприятие "Документ" объявило о приостановке выдачи готовых документов в его зарубежных подразделениях "по техническим причинам". ГП "Документ" входит в сферу управления Государственной миграционной службы, деятельность которой направляется и координируется Кабмином через министра внутренних (не иностранных!) дел. Поэтому если две совсем разные структуры синхронно принялись щемить украинских мужчин за границей — то это, конечно, не случайное совпадение, а заранее спланированная совместная атака.
А самое интересное — почему Банковая решила организовать это прямо сейчас. На сайте МИД уже появилось официальное разъяснение, почему временные ограничения введены до вступления в действие нового закона. "Временно не будут приниматься только новые заявления от определенной в новом законе категории граждан, поскольку срок рассмотрения таких заявлений может превысить время, оставшееся до вступления закона в силу. Мы стремимся уберечь граждан от ситуаций, когда заказанная услуга не сможет быть в конечном итоге предоставлена", — утверждает МИД.
Любой, кто прочитает это "объяснение", наверное, подумает, что с момента вступления закона в силу консульские услуги мужчинам будут запрещены. Однако в законе говорится другое. Записанная там норма, уже процитированная выше, касается мужчин, которые "не обновили персональные данные в сроки, определенные настоящим законом". Формулировка "в сроки, определенные настоящим законом" означает "в течение 60 дней со дня вступления в силу этого закона". То есть законные основания для отказа в консульских услугах появятся только 17 июля. Тем не менее, отказ действует уже — с 23 апреля.
Масштабы проблемы
Скольких людей это касается? Грубо говоря, около 800 тысяч. Eurostat ведет статистику украинских граждан в 31 стране Европы (27 стран Евросоюза плюс Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария). В феврале 2024 года в этих странах проживало 4 млн 298 тыс. украинцев. Из них мужчин в возрасте 18-34 года — 363 тыс., 35-64 года — 454 тыс. К сожалению, более детальной разбивки по годам нет, но из имеющихся данных можно приблизительно оценить, что украинских мужчин в возрасте от 18 до 60 лет (о них идет речь в законе) в этих странах около 742 тыс. А есть еще Великобритания, США, Канада…
- Паспортные вопросы (выдача новых документов и продление срока действия старых);
- Нотариальные вопросы (выдача доверенностей, удостоверений завещаний, удостоверение копий документов и т.п.);
- Консульский учет;
- Гражданство (приобретение и выход из гражданства);
- Визовые вопросы;
- Вопросы, касающиеся детей (регистрация рождения, гражданство, паспорт и т.д.);
- Регистрация актов гражданского состояния;
- Легализация официальных документов (перевод).
Если украинские мужчины за рубежом не смогут воспользоваться этими услугами, то сколько из них под действием этого стимула запишутся в ВСУ? Наверное, правильный ответ будет 0 (ноль). А сколько начнут оформлять гражданство страны пребывания? Тут счет может идти на тысячи или на десятки тысяч человек в месяц.
Логика Банковой
Итак, зачем это Банковой? С точки зрения интересов мобилизации ценность этой кампании нулевая. Возможно, в Офисе президента увидели возможность попиариться на "наказании уклонистов, сбежавших за границу"? Отсюда слова Кулебы о "справедливости".
Наказывают уклонистов не для того, чтобы вернуть их в Украину, а для того, чтобы те, кто остался в Украине, увидели, что власть заботится о справедливости. Как заботится? А как умеет — старается максимально испортить жизнь на Западе тем, кто туда сбежал.
Наверное, этот мотив у Банковой есть, но вряд ли он главный. Можно предположить другой мотив: нужно на кого-то списывать все прошлые (и возможные будущие) неудачи, в том числе и те, которые вызваны просчетами власти в мобилизационной политике.
Раньше можно было обвинять во всех неудачах американцев, которые не давали денег. Но теперь, после долгожданных хороших новостей из Вашингтона, такая риторика уже неуместна.
А украинские мужчины за границей идеально подходят на роль объекта для троллинга и буллинга. Так что если вы до сих пор не знали, кто виноват в наших неудачах, то теперь знаете.