Петр Порошенко: как остаться незаменимым, но научиться доверять
"В середине 1990-х имело место засилье красных директоров, использовались разрушительные для рыночной экономики социалистические механизмы управления. Мне еще не было 33 лет, у меня был опыт банкротства и выведения из кризиса десятка предприятий. В разных отраслях - начиная от машиностроения и судостроения и заканчивая сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. Мне казалось, что люди при власти просто не знают, что делать. Если им рассказать, то решения можно будет принимать быстрее и эффективнее", - так в одном из интервью Петр Алексеевич объяснял свое решение избраться в Верховную Раду в 1998 г. А потом долгое время Порошенко искал свое место под политическим солнцем, полагая, что его знания и умения недооценены окружающими его политиками. Более того, своеобразный комплекс человека, не получающего должной оценки, был одним из ключевых движущих фактором его политической карьеры все последние 15 лет вплоть до получения президентского кресла.
После победы Майдана Порошенко вышел на новый уровень и был наконец высоко оценен не только украинским политикумом, но и всем украинским народом, который в мае 2014 г. избрал его Президентом уже в первом туре. Впрочем, полностью излечиться от комплекса вечной недооценки ему не удалось - старая психологическая установка Порошенко просто эволюционировала в новую, которую некоторые эксперты назвали комплексом незаменимости.
В общем-то, жизнь под девизом "Кто другой, если не я" характерна для любого лидера нации, чьим предназначением как раз и является определение конечных стратегий. Но когда начальник систематически ду-блирует функции своих подчиненных, рано или поздно у него начинает банально не хватать времени на решение множества проблем одновременно. Многие люди, которым доводилось работать непосредственно на Петра Алексеевича, рассказывают, что стремление объять необъятное за ним водилось давно. Он мог вдруг потратить уйму времени на вникание в детали. Будучи хроническим трудоголиком и при этом обладая невероятной работоспособностью, он стремился всегда влезть в максимальное количество нюансов, что иногда приводило к срыву графиков и растягиванию рабочего дня на 20 часов.
Некоторые кадровые решения Петра Алексеевича уже в должности Президента показывают, что даже обретение главной государственной должности, а с ней - и огромной ответственности не излечило его от желания контролировать подчиненных. В свою очередь, это уже аукнулось Порошенко как минимум имиджевыми потерями, связанными с личностью экс-министра обороны. "Есть на сегодняшний день безусловный лидер, на которого мы можем поменять Гелетея? Мне он неизвестен. Критиковать легко, а предлагать?" - вопрошал Президент во время своего интервью украинским журналистам 21 сентября. Однако уже через три недели Порошенко все-таки нашел в себе силы ответить на этот риторический вопрос, приняв рапорт об увольнении "незаменимого" Гелетея и предложив на роль "безусловного лидера" в кресле министра обороны Степана Полторака, который не входил в ближайшее президентское окружение. Станет ли этот случай с вынужденной рокировкой в оборонном ведомстве переломным моментом в корректировке общей психологии Порошенко, покажет ближайшее время.
Проблемой также является и то обстоятельство, что каждый преданный Порошенко член его команды старается перенять от шефа этот комплекс незаменимости и внедрить его на своем уровне, чтобы опять-таки лишний раз понравиться Президенту. В результате может сложиться ситуация, когда в системе государственного управления появится множество разбалансированных коллективов. И разрубить этот гордиев узел одним ударом уже вряд ли получится - резкие шаги в повсеместной ликвидации подобной психологической установки либо приведут к чехарде кадров, либо к победе известной сталинской догмы о том, что незаменимых людей нет. Единственный выход - найти для себя золотую середину, которую, к слову, цивилизованный мир обнаружил уже давно. Речь идет о важнейшем феномене политического доверия как внутри государственных институтов, так и между государством и гражданским обществом - основополагающей ценности современной демократии.
Как выглядит сдача теста на лояльность
"Дискуссия была очень сложной, но интересной. Я действительно горжусь тем, каким образом ее вел Президент Украины, зная соглашение так, как человек, который вел переговоры, который чувствует соглашение и который знает, что делать с ним дальше", - из заявления главы украинского МИДа Павла Климкина сразу после августовской встречи в Минске Петра Порошенко и Владимира Путина, освященной имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.