Западу пора перестать бояться Путина
СМИ пришли к выводу, что Россия хочет сохранить влияние на Украине путем уловок и конфронтации, а не на основе честного соглашения. Однако, по прогнозам The New York Times, вариант появления "Абхазии на Донбассе", стала бы катастрофой для всех - и для России тоже, несмотря на поддержку Путина народом.
По мнению британской The Times, накануне минских переговоров "Путин, как всегда, предпочел конфронтацию осмотрительности". У Порошенко выбор невелик, считает издание: договариваться о мире на условиях Путина значило бы "легитимизировать худшую российскую агрессию со времен вторжения в Афганистан в 1979 году". Ответственность за эскалацию силового сценария в Украине лежит на России, говорится в статье. И даже надежда на стремление российского лидера к урегулированию конфликта омрачается его целью не пустить Украину в НАТО и ЕС.
Впрочем, The Times, считая, что принимать сейчас Украину в эти блоки никто не собирается, называет эти подозрения Путина "обычной паранойей". Путину и Порошенко следовало бы обсудить "право украинских этнических русских жить мирно и говорить на своем языке", считает автор статьи, но вначале Путин должен признать, что границы и суверенитет Украины не подлежат пересмотру.
Редакционная статья New York Times признает, что в высказываниях Порошенко и Путина и в развитии событий на Восточной Украине мало признаков готовности сторон к прекращению огня. При этом Россия делает вид, что не участвует в схватке. Украина наступает на ополченцев и понимает, что они могут использовать передышку для перевооружения и укрепления своих позиций, если не перекрыть границу с Россией. Издание считает, что Порошенко прав, отказываясь от прекращения огня в данный момент: по мнению авторов, Россия готова подливать масла в огонь, "пока Киев не согласится на политическую договоренность, которая дала бы восточным областям право вето на любые шаги по сближению с Западом". Порошенко и Запад должны убедить Путина, что Россия не может с помощью экономического и военного нажима навязывать Украине свою волю, говорится в статье, и дать Путину способ пойти на попятный, сохранив лицо - к примеру, отменив санкции и заверив его, что соглашение Украины с ЕС не нанесет России экономического ущерба, а восточные области получат некоторую автономию.
В то же самое время, утверждает газета, США и Европа должны сознавать, что для Путина происходящее - принципиальный поединок, поэтому Запад должен продемонстрировать поддержку Украины, готовность ужесточать санкции против российских компаний и финансовых институтов и помогать Киеву финансами и энергоносителями. За несколько часов до встречи лидеров Украина опубликовала видеозаписи с захваченными российскими солдатами, поставив под сомнение упорное утверждение Путина о непричастности России к конфликту в Восточной Украине, - говорится в статье. В то же время, Путин продолжает позиционировать себя как стороннего наблюдателя конфликта. В своем вступительном слове на саммите Путин едва упомянул войну на Восточной Украине, но вернулся к масштабному торговому и политическому соглашению, предложенному ЕС Украине, передают авторы. Путин предупредил о том, что торговое соглашение, подписанное Порошенко в июне, будет стоить Украине миллиарды долларов, как прежде предупреждал Януковича. По мнению обозревателей, переход Путина от эмоциональных высказываний по поводу восстановления имперского российского контроля над украинской территорией к экономическим темам позволяет допустить, что он, возможно, пересматривает свою стратегию по отношению к Украине. Долговременная цель Москвы, как утверждают авторы, состоит не в признании Украины самопровозглашенных государств повстанцев, которые не признает даже Россия, а в получении гарантии, что Украина никогда не вступит в НАТО и не разрешит размещение западных войск на своей территории.
The Guardian, описывая ужасы войны, сообщает, что России сейчас труднее поддерживать сепаратистов и отрицать свою причастность к ряду боевых операций. Россия, Европа и Украина должны заключить "большую сделку", - считает газета. Украине предлагается пообещать децентрализацию на востоке (без зависимости региона от Москвы) и отказаться от стремления в НАТО и ЕС, а Москве - отказаться от экономического шантажа. "Для Крыма будет выработана некая формула", - считает журналист. Однако издание не возлагает больших надежд на осуществление таких прожектов, поскольку Украине и западным странам будет трудно смириться с ними.
По словам обозревателя Die Welt, "рукопожатие Путина и Порошенко было не более чем символическим жестом". Слова Путина о необходимости разрешать украинский кризис мирными средствами контрастируют с многомесячной поддержкой Россией сепаратистов на востоке Украины оружием и людьми, - пишет журналист. - О том, как обстоят дела на самом деле, судят не по разглагольствованиям, а по сводкам с фронтов". Автор также упоминает взятых в плен на территории Украины псковских десантников, "случайно" оказавшихся на чужой территории. Однако смена тактики Путиным и прекращение поставок оружия и провокации привело бы к тому, что сепаратисты проиграли бы войну. Это стало бы для Путина поражением, которого он не может себе позволить, - заключает автор статьи.
Соединенные Штаты просто обязаны помочь Украине, пишет The Wall Street Journal. Помимо вторжения в Крым, Россия продолжает военные провокации в Восточной Украине. НАТО либо США должны помочь украинской армии - наладить обучение и предоставить оснащение, считают авторы статьи. Следует также успокоить страны Балтии, разместив силы на их территории. При этом журналисты уточняют, что не хотят конфронтации: "мы считаем, что хорошие отношения с Россией вполне отвечают интересам США и миролюбивого мирового порядка. Но в мире, где военные силы одной страны нарушают территориальную целостность другой, порядка мало", - говорится в статье. Помочь Украине стать жизнеспособным правовым государством с процветающей экономикой - задача нелегкая, но чрезвычайно важная: "Это стало бы лучшей отповедью для России, а в долгосрочной перспективе - лучшим стимулом для сходных перемен в России", - резюмируют авторы.