Отпустить с миром? Почему нельзя просто взять и отправить Гонтареву в отставку

Отставка Валерии Гонтаревой, о которой с завидным постоянством говорят в Украине, разумеется, раньше или позже состоится. Однако это совсем не то, чего должна требовать общественность

На этой неделе, после того как Международный валютный фонд наконец-то выделил Украине очередной транш, вопрос отставки главы украинского Нацбанка Валерии Гонтаревой снова стал предметом активного обсуждения, а вместе с тем - слухов и домыслов.

Сначала Ирина Луценко заявила, что Гонтарева якобы уже написала заявление об отставке, позже в Нацбанке сказали, что никакого заявления пока нет, а когда отставка состоится, то о ней предупредят заблаговременно, а точнее, за месяц. Потом сама Гонтарева на упреки активистов, которые поймали главу НБУ возле ее дома, разрисовав предварительно забор разными ругательствами, ответила, что, мол, пишет заявление об отставке. Но буквально через час пресс-служба Нацбанка эту информацию опровергла. Дескать никакого заявления пока нет.

В общем, споры на тему писала-не писала продолжаются, общественность негодует и бурлит, сама Гонтарева уже неоднократно давала понять, что совсем не против того, чтобы наконец-то уйти в отставку, и уже якобы определились с преемником - им должен стать председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук, а отставки все нет и нет.

Однако какими долгими не были бы ожидания возмущенной общественности, но все понимают, что эта отставка рано или поздно все-таки состоится - к ней по большому счету уже все готово - и власть представит эту отставку как некую уступку общественности и победу гражданского общества или как минимум попытается представить. Собственно, аналогичный финт уже был проделан и с блокадой Донбасса, и с абонплатой на газ, и с отставкой Виктора Шокина, и с другими раздражающими общественность вопросами.

Будет ли общественность удовлетворена подобным развитием событий? В целом, наверное, будет, поскольку все эти шатания "писала-не писала" изрядно разгорячили людей. Будет ли такое удовлетворение достаточно глубоким? Это вряд ли. Как минимум будут говорить, что с отставкой опоздали очень надолго, а как максимум будут требовать расследования деятельности Гонтаревой и привлечения ее к ответственности.

Для Гонтаревой же ее будущая отставка станет настоящим избавлением. Она наконец-то сможет уйти в тень и выйти из-под постоянного прессинга оппозиции, журналистов и общественности

Наиболее вероятно, что шум вокруг отставки Гонтаревой утихнет достаточно быстро, а возмущенная общественность вместе с журналистами и оппозиционными политиками начнут активно перемывать кости ее преемнику, а про Валерию Алексеевну благополучно забудут. Благо в Украине с завидным изяществом умеют переключать внимание общества с одной зрады на другую.

Так что те, кто сегодня неистово требуют отправить Гонтареву в отставку, оказывают ей услугу - отставка для нее желанный и лучший вариант завершения карьеры главного банкира страны. Тем более что сейчас эта отставка неизбежна, независимо от активности общественности. Если чего-то и нужно требовать в отношении Гонтаревой, то уже не просто отставки, а отставки одновременно с которой начнется расследование ее деятельности на посту главы Нацбанка. То есть Гонтарева после своей отставки должна поехать не в свой загородный дом или улететь на курорт для оздоровления после изматывающего труда, а отправиться как минимум в Генеральную прокуратуру для дачи показаний минимум в статусе свидетеля.

Вопросов к Гонтаревой у правоохранителей может быть более чем достаточно. Это и лоббирование интересов коммерческих банков, и возможные манипуляции с рефинансом, и громкое дело вокруг записей заместительницы Гонтаревой Рожковой, и много других вопросов. Собственно, НАБУ уже проводит расследование о незаконной растрате средств Национального банка Украины, выделенных на рефинансирование. В рамках этого расследования даже была проведена выемка документов, о чем несколько дней назад заявил глава ведомства Артем Сытник.

Именно последнее и должно волновать общественность, а не то, как долго Валерия Алексеевна просидит в своем кабинете на Институтской.