Распродажа спирта. Кто станет новым водочным королем?
Кабинет Министров одобрил проект закона "О демонополизации и внедрении рыночных принципов спиртовой отрасли". В случае принятия законопроекта планируется приватизировать самую коррумпированную сельскохозяйственную отрасль в стране. Однако полная легализация отрасли за счет передачи заводов в частные руки сомнительна: даже в проекте закона заложены подводные камни, которые будут и далее стимулировать теневой рынок спирта.
Как мы дошли до жизни такой
Сегодня все спиртовые заводы сконцентрированы в государственном предприятии "Укрспирт", которое имеет монопольное право на производство спирта в стране. К слову, во всем мире только в двух странах есть монополия государства на производство спирта — в Украине и Беларуси.
Производство спирта называют самой коррумпированной отраслью в украинском сельском хозяйстве. Об уровне коррупции и о размере теневых средств, которые там оборачиваются, свидетельствует хотя бы тот факт, что на спиртзаводы, которые подозреваются в изготовлении левого сырья для производства алкоголя, не может повлиять даже министр агрополитики — назначаемых Киевом управленцев банально не пускают на территорию предприятия. Каждый директор спиртзавода — местный царь и бог, и Киев ему не указ.
Нынешний "теневой" рынок спирта был создан еще во времена президентства Леонида Кучмы. Тогда, в начале 2000-х, на самом верху было принято решение активно бороться с производителями откровенно суррогатного алкоголя, которые использовали для его производства все, что могло хоть отдаленно напоминать спирт. Вытеснив таких откровенных "халтурщиков", было принято решение на их месте создать теневой рынок спирта, который производился на тех же заводах, что и легальный. Такое решение было выгодно властям: народ не роптал, что люди мрут от паленой водки, а неучтенный спирт приносил сверхдоходы.
Позже, уже при Януковиче, теневая схема была усовершенствована, и, по слухам, даже в Министерстве аграрной политики был создан специальный отдел, который занимался левым спиртом, а куратором его, по словам сведущих людей, был Юрий Иванющенко. В результате "усовершенствования" схемы доля производства алкоголя из неучтенного спирта выросла до астрономических размеров — в сентябре текущего года министр аграрной политики Тарас Кутовой заявлял, что около 40% водки в стране производится из левого спирта.
Продадут по частям
Власти уже неоднократно расписывались в собственном бессилии побороть теневой рынок алкоголя. Поэтому единственным выходом Кабмину видится приватизация спиртовых заводов — пусть все проблемы лягут на плечи нового собственника.
Одобренный правительством проект закона о приватизации "Укрспирта" предусматривает, что все спиртзаводы будут проданы как отдельные предприятия. Но при этом они будут разделены на две группы: в первую группу войдут те, которые станут производить спирт как сырье для алкоголя, а вторая начнет выпуск биоэтанола или сменит профиль деятельности.
Порядок отбора заводов в первую группу определит Кабмин, но в проекте закона прописано, что в нее будут включены предприятия, за которые покупатели готовы будут предложить максимальные цены. В проекте закона очерчены и сроки приватизации — до конца 2017 г., поскольку с 1 января 2018-го производство спирта как сырья для алкоголя может осуществляться только на приватизированных предприятиях.
На продаже спиртзаводов правительство планирует заработать кругленькую сумму: по оценке Тараса Кутового, это может быть $200—400 млн.
Собрать налоги
О приватизации спиртовых заводов в правительстве говорят уже очень давно, однако пока ни один Кабмин так и не решился это сделать. К слову, приватизация "Укрспирта" не входит в перечень требований, которые Международный валютный фонд выдвигает Украине. Однако МВФ неоднократно требовал усилить контроль государства за спиртовой отраслью в части уплаты налогов. И неудивительно, поскольку из-за существования теневого рынка спирта бюджет ежегодно теряет от 3 до 6 млрд грн. Собрать налоги с неконтролирумых государством заводов проблематично: Тарас Кутовой утверждает, что некоторые заводы гонят неучтенный спирт и просто продают его за наличные. По его оценке, в тени находятся две трети производства спирта.
Сколько мы выпиваем
Однако в самом законопроекте правительство прописало несколько моментов, которые будут подталкивать новых собственников сохранить черный рынок спирта. Во-первых, суммарная мощность всех спиртзаводов, которые после приватизации станут производить сырье для алкогольной промышленности, ограничена 19 млн декалитров в год. При этом в законе указано, что новые собственники заводов до конца 2022 г. не будут иметь права увеличивать производство спирта свыше этой годовой производственной мощности.
Таким образом, правительство заранее хочет ограничить легальный рынок спирта объемом 19 млн декалитров. Но, по некоторым подсчетам, потребность в спирте для производства алкоголя намного больше задекларированых означенной цифры.
Бизнесмен и собственник инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа как-то подсчитал: потребление алкоголя в Украине составляет в среднем 10 л чистого спирта на душу населения, поэтому при численности населения Украины в 38 млн человек (такие данные он привел без учета Крыма и востока Украины) производство и потребление спирта в стране должно составлять 38 млн декалитров в год.
Потребность в спирте можно подсчитать другим образом, взяв исходные данные из открытых источников. Например, по данным Всемирной организации здравоохранения, в Украине потребление алкоголя составляет почти 14 л чистого спирта в год на человека старше 15 лет. При этом около 7 л потребляется в виде крепкого алкоголя, а вторая половина приходится на пиво, вино и пр. Далее, по данным Государственной службы статистики Украины, население Украины (за исключением оккупированных востока и Крыма) составляет 42,6 млн, а старше 15 лет — около 36 млн человек. Таким образом, для 36 млн взрослых украинцев при потреблении около 7 литров спирта в крепких спиртных напитках уже нужно свыше 25 млн декалитров спирта. И это только в крепких спиртных напитках. А ведь еще есть ликеры, наливки и настойки, которых, например, в 2015 г. было произведено 8,7 млн декалитров. Также спирт нужен для медицины.
Это разительно отличается от заложенного правительством производства спирта в объеме 19 млн декалитров в год. Получается, что доля теневого спирта в результате приватизации спиртзаводов может как минимум остаться на том же уровне.
В то же время правительство оставляет за собой право регулировать рынок с помощью очень действенного рычага: разницу между объемом производства спирта и объемом потребления оно сможет покрывать за счет подконтрольных себе компаний. Одобренный Кабмином законопроект предусматривает, что импорт спирта частным компаниям будет запрещен — ввозить его смогут при наличии у них лицензии только государственные предприятия, список которых будет утверждать Кабинет Министров. Таким образом, власть оставляет себе влияние на очень весомую часть рынка за счет регулирования импорта, а также лицензирования — все приватизированные производители спирта с 1 января 2018 г. смогут выпускать спирт только при наличии лицензии.
Для некоторых производителей алкоголя приватизация может обернуться катастрофой, поскольку они рискуют остаться без источников сырья: все выставленные на приватизацию спиртзаводы запросто могут скупить водочные короли, чтобы потом диктовать цены мелким производителям.
В свое время похожая ситуация сложилась на рынке железной руды. Во времена Леонида Кучмы существовала компания "Укррудпром", которая объединяла горно-обогатительные комбинаты. Потом было решено ее приватизировать. Однако в результате приватизации сырьевые активы достались не всем — корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты и Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича Владимира Бойко так и не получили своего куска горнорудного пирога и стал зависимы от структур Ахметова.