• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

От ГАЗа до "Тунджи". Как в ВСУ пытаются обзавестить самоходным минометом

Время от времени в интервью наших военных проскакивают достаточно интересные факты, которые совсем с другой стороны раскрывают проблемы нашей армии и военной промышленности
Реклама на dsnews.ua

Вот и в недавнем интервью экс-начальника Генерального штаба ВСУ Виктора Муженко впервые официально озвучена информация о том, что в какой-то момент сорвалась закупка в Болгарии партии 120-мм самоходных минометов "Тунджа". Правда, ничего не сказано, почему это произошло и кто в этом виноват, но сейчас не об этом.

С самого начала войны на Донбассе одной из проблем армии стало отсутствие самоходного миномета. И это притом что немногочисленные десантные "Ноны" как в руках артиллеристов 25-й воздушно-десантной бригады, так и боевиков, показали себя очень эффективным оружием маневренной войны.

Однако ввиду отсутствия производства стволов и вообще запасных частей к БМД, они достаточно быстро "сошли со сцены". По состоянию на зиму 2020 г. САУ "Нона-С" формально состоит на вооружении ВСУ, но в реальности техническое состояние буквально нескольких экземпляров неизвестно.

Попытки непосредственно в войсках создать некие "эрзацы" закончились не совсем удачно - все-таки полевые условия и отсутствие необходимых механизмов и агрегатов сказывается. Так, пограничники, как базу под 82-мм миномет приспособили свои бронированные Land Rover Defender, установив его прямо в кузове. При этом проблему мобильности решили достаточно тривиально - путем установки гидравлических опор. Машины несколько раз "засветились" на полигоне, однако, по всей видимости, так и остались в штучных экземплярах.

Был в штурмовом батальоне "Айдар" и достаточно удачный эксперимент с установкой автоматического 82-мм миномета "Василек" на базу ГАЗ-66. В этом случае конструкции требовалась некоторая доработка, но заинтересованности в дальнейшем развитии проекта командование не выразило, и он так и остался в единственном экземпляре.

Параллельно начались поиски приемлемого образца самоходного миномета для вооружения армии. Причем вариантов, по сути, было немного.

В мировой практике существует два типа самоходных минометов: установка обычного ротного или батальонного миномета в десантном отделении гусеничного или колесного бронетранспортера, или установка в полностью закрытой вращающейся башне (по типу "Ноны-С").

Реклама на dsnews.ua

Отметим, что на весну 2014 г. существовали отечественные разработки, причем вполне рабочие и серийные. Речь прежде всего о образцах на базе бронетранспортера БТР-3Е.

В рамках тайского заказа были разработаны два варианта - БТР-3М1 (с установкой 82-мм) и БТР-3М2 (с установкой 120-мм). Последний и был принят на вооружение тайской армии. С началом войны на Донбассе две имеющиеся машины переданы НГУ - одна полку "Азов" (БТР-3М2), вторая (БТР-3М1) - 1-й бригаде оперативного реагирования. Однако до принятия на вооружение дело по непонятной причине не дошло.

Зато наши конструкторы пошли по своему оригинальному пути, решив создать самоходный миномет на базе бронеавтомобиля класса 4х4. Так как на 2016-107 гг. особого выбора не было и поэтому в разработке конструкторы отталкивались от единственной бронемашины, на тот момент прошедшей государственные испытания и принятой на вооружение - "Барс-8" от "Богдан-моторс".

В итоге появился такой себе мобильный минометный комплекс "Барс-8ММК", в основе которого находится модифицированный советский 120-мм миномет 2Б11, а также прицельное оборудование западного производства.

Опытную машину демонстрировали на паре оружейных выставок в Киеве, а осенью 2019 г. "Укроборонпром" даже продемонстрировал стрельбу на полигоне сразу пяти таких установок. Выглядело довольно эффектно, но насколько эффективно - совершенно непонятно. Тогда же была озвучена информация о том, что новое вооружение уже "буквально завтра" пойдет в войска.

Приводились и оценочные характеристики: скорострельность - 12 выстрелов в минуту, боекомплект из 60 мин, а также впечатляющие цифры по мобильности. Шутка ли, СМИ писали о том, что первый выстрел из походного положения расчет из трех человек сможет сделать за 35 сек. Еще около 25 сек. необходимо мобильному комплексу, чтобы перейти из боевого положения в походное и покинуть огневую позицию, избежав ответа врага.

Правда, практически сразу пошла и неофициальная информация от военных, что комплекс очень "сырой" и система наведения на цель является весьма несовершенной. По всей видимости, учитывая все это, машины направили на доработку - по крайней мере, в войсках "Барс-8ММК" не отмечено.

По всей видимости, с затягиванием доводки "Барса" и разворачиванием серийного производства и связана история с закупкой болгарских "Тунджа", которая недавно всплыла.

В принципе выбор образца был очевиден - машина разработан в начале 1970-х годов в СССР и представляет собой все тот же 120-мм 2Б11 на шасси легкого бронированного тягача МТ-ЛБ. Машина проиграла конкурс "Ноне-С" с ее казнозарядным орудием. Однако выпускалась в Болгарии, став эдаким экспортным хитом.

То есть МТ-ЛБ в ВСУ машина известная, 120-мм минометы - тоже, переучивать расчеты и искать запчасти не нужно. Идеальная машина военного времени - дешево и сердито. Да и применение ее максимально простое - на марше миномет размещен в корпусе машины, в боевом - разворачивается таким образом, чтобы опорная плита упиралась в грунт. И все - дальше можно работать как обычным минометом.

Почему сорвалась весьма перспективная сделка мы сегодня можем только гадать, однако таким образом была упущена возможность резко усилить огневые возможности нашей группировки на Донбассе. Понятно, что "Тунджа" не самый современный образец и после окончания боевых действий все равно было бы необходимо подумать о новом самоходном миномете, вписанном в общую концепцию применения отечественной артиллерии на поле боя. Но проблема войны заключается в том, что оружие нужно здесь и сейчас.

    Реклама на dsnews.ua