Остаться Голобородько. Как долго Зеленский сможет заигрывать и с "ватниками", и с патриотами

Видеообращение президента Зеленского, записанное по случаю скандальной инициативы телеканала NewsOne провести телемост с российским пропагандистским каналом, продемонстрировало категорическое нежелание главы Украины выходить из образа Василия Голобородько
Кадр из к/ф "Слуга народа"

Скандальный телемост, который так же внезапно отменили, как и анонсировали, тем не менее стал главным событием сегодняшнего политического дня. Наглость, с которой один из каналов, связанных с кумом Путина Виктором Медведчуком, начал свою откровенно пропагандистскую и пророссийскую акцию, не на шутку возмутил украинское общество и поставил политиков перед необходимостью реагировать быстро и жестко.

Что же касается президента Владимира Зеленского, чьей реакции украинцы ожидали в первую очередь, то ее пришлось ждать целых полдня. То ли сценарий для ролика писали с особенной тщательностью, то ли ловили общественное мнение, пытаясь не промахнуться, мнение Зеленского на главную тему дня появилось около полудня, уже после того как высказалось большинство главных украинских политиков.

И слушая обращение президента, трудно было отделаться от мысли, что это не тизер к очередному сезону сериала "Слуга народа", того самого творения студии "95 квартал", которые и выбросил Зеленского из реки комических ситкомов в океан большой политики.

Владимир Александрович в своем обращении назвал идею проведения телемоста "дешевым, но небезопасным пиар-ходом перед выборами", чтобы опять "разделить украинцев". После чего, президент Украины включил старую пластинку Василия Голобородько про два лагеря политиков - патриотический и пророссийский, разница между которыми только в том, что одни грабят, а другие "грабують", эти политики, по словам президента, очень хотят в парламент и потому будут манипулировать украинцами, делить их, обманывать, а после за высокими заборами вместе пить виски ценой в три месячные зарплаты рядового украинца.

Именно на этом крайне простом тезисе и была построена вся философия и "Слуги народа" как сериала, и образа Василия Голобородько как сериального президента. Дескать, все политики одинаковы, у всех одна цель - грабить простой народ, а все различия во взглядах между ними - мимикрия, чтобы сделать процесс ограбления максимально эффективным, и только Голобородько настоящий, искренний и честный, а потому для всех их чужой. На этом же тезисе строилась и президентская кампания Зеленского, на нем же, похоже, и строится кампания "Слуги народа" как партии.

Президент телемост вроде бы и осудил, но от прямых оценок деятельности Медведчука и его телеканалов воздержался. Обратившись вместо этого к журналистам телеканала, мол, вы не рабы Медведчука и Рабиновича, вы - "четвертая власть и тоже слуги народа". К чему именно таким образом призвал Зеленский журналистов, можно только догадываться. То ли устраивать бунт на телеканале и отказываться выполнять распоряжения инвесторов и руководителей, то ли увольняться, то ли что-то еще. Как быть, если взгляды журналистов не менее ватные, чем у собственников каналов (а так во многих случаях и есть), тоже непонятно.

Свое видео президент завершил прямым обращением к Владимиру Путину с предложением "поговорить" о том, "чей Крым и кого нет на Донбассе", в Минске, в компании Дональда Трампа, Терезы Мэй, Эммануэля Макрона и Ангелы Меркель. Подобная инициатива звучала бы вполне органично в устах сериального Голобородько, а вот в устах реального президента Украины все это выглядело как минимум странно, международные встречи подобного представительства не анонсируются в видеообращениях президента, а долго, тщательно и непублично готовятся дипломатическими службами. Но уж если выступать инициатором подобных встреч, то нужно иметь хоть какой-нибудь план, которого у Зеленского явно нет. И как на предложение встречи непонятно когда и непонятно с какой повесткой дня должны реагировать в Берлине, Вашингтоне, Лондоне и Париже?

К слову, медведчуковский NewsOne от затеи провести свой телемост оперативно отказался, сославшись на угрозы физической расправы, которые якобы посыпались на журналистов телеканала со стороны патриотической общественности, и на Банковой получили повод выдать это как собственную заслугу. Однако на самом деле давление на каналы Медведчука исходило в самую последнюю очередь от команды Зеленского.

В общем своей реакцией на телемост Зеленский в очередной раз продемонстрировал, что будет и дальше оставаться Голобородько - этаким д'Артаньяном, стоящим над схваткой циничных барыг и благодаря этому пытающимся понравиться всем - и проевропейским, и пророссийским, и каким-нибудь еще избирателям. И если для этого нужно делать непродуманные заявления международного масштаба и ставить в неловкое положение европейских и американских партнеров, то игра стоит свеч.

На президентских выборах эта игра в "няшку для всех" принесла Зеленскому невиданный политический успех, но проблема такой тактики в том, что ее удобно придерживаться в роли Голобородько, но очень неудобно в роли реального президента. И рано или поздно либо придется выбирать, на чьей ты стороне, либо в тебе разочаруются и те, и другие.