Особый статус на год: Зеленский будет выбирать между игрой Путина и "стеной" на Донбассе
После парижской встречи Владимир Зеленский объяснил: проще сейчас продлить срок действия закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", чем дождаться его окончания, а потом голосовать за новый закон по Донбассу. При этом он подчеркнул: закон - временный. "Меня спросили, почему не на пять или 10 лет. Я ответил честно всем представителям: мы не знаем, что будет через 5-10 лет. А один год - это нормальное предложение", - сказал президент.
Напомним историю. Упомянутый закон был принят еще 16 сентября 2014 г. парламентом прошлого созыва. Он стал следствием первых Минских соглашений, заключенных 5 сентября 2014 г. В протоколе по результатам переговоров было 12 пунктов, третьим отмечалось именно принятие закона об особом статусе. А первым - обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия. После того как украинский парламент со скрипом поддержал законопроект об особенностях самоуправления, в Минске представители переговорной группы договорились о механизме прекращения военного противостояния, заключили меморандум, в приложении к которому содержался перечень населенных пунктов, через которые будет проходить линия разграничения. Но Россия и контролируемые ею боевики и не собирались прекращать обстрелы. А 2 ноября 2014-го, вопреки всем договоренностям, на оккупированных территориях прошли так называемые "выборы", на которых победили ныне уже покойный Александр Захарченко в "ДНР" и пока еще живой Игорь Плотницкий в "ЛНР".
После этого бои усилились и, наконец, 12 февраля 2015 г. года в Минске вновь собрались Петр Порошенко, Франсуа Олланд, Ангела Меркель и Владимир Путин, которые совместно родили Минские соглашения. Они 17 февраля 2015-го были утверждены Советом безопасности ООН как официальный документ. Для того чтобы он утратил силу, нужны новые соглашения. Однако Россия категорически против этого. Что же касается наших западных партнеров, то они привязали к этим договоренностям антироссийские санкции и, не имея другого рецепта решения конфликта на Донбассе, по инерции повторяют мантру о необходимости соблюдения соглашений всеми сторонами.
В октябре 2017-го закон об особенностях самоуправления в ОРДЛО с проблемами был пролонгирован еще на год, в октябре прошлого года - до 31 декабря 2019 г. Теперь его продлят до 31 декабря 2020-го, поскольку выйти из тупика во время последней встречи в "нормандском формате" не удалось. По сути, пролонгация "особого статуса" - формальность, но сейчас, как и раньше, вокруг этого продолжаются баталии, которые ранее наносили мощные удары по рейтингу Порошенко, сейчас будут бить по рейтингу Зеленского. Который, с одной стороны, стал заложником договоренностей, достигнутых до него, а с другой - продолжает политику предшественника и в некоторых моментах - фактически одностороннее разведение войск, согласие на имплементацию "формулы Штайнмайера" - ее даже усиливает.
В законе об особенностях самоуправления, изменить который сейчас перспектив, увы, нет, прописаны невыгодные для Украины вещи: недопущение уголовного преследования и наказание участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, что на России толкуют как полную амнистию боевиков, языковое самоопределение (то есть фактически узаконивание русского языка на этих территориях), договорные отношения с Киевом, усиление и углубление "добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации", создание отрядов народной милиции, которые координируются местными органами власти. Однако в заключительных положениях закона определено, когда вся эта "измена" вступает в действие, - после внеочередных выборов органов местной власти в ОРДЛО, которые должны пройти согласно Конституции Украины и украинскому законодательству. А вот чего в законе нет, так это пункта о контроле над границей. Этот вопрос Зеленский задавал во время встречи в Париже, но позиция Путина была традиционной: сначала выборы, а потом все остальное. Более того, размышления хозяина Кремля уже после встречи в Париже о "повторении Сребреницы" в случае передачи Украине контроля над рубежом до выборов в ОРДЛО стали еще одним подтверждением, что Москва вообще исключает возвращение Киеву контролируемых ею территорий Донецкой и Луганской областей.
Что мы имеем
Первое - продлив действие закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", Зеленский и "Слуги" получат год для того, чтобы попытаться что-то изменить в позиции Путина по Донбассу. Ибо изменить что-то в уже действующих соглашениях без этого невозможно. Россия не скрывает, чего она хочет: прямых переговоров Киева с Донецком и Луганском, что сделает Москву сторонним наблюдателем, а не субъектом выполнения Минских соглашений; согласия на прямые поставки российского газа, а это всегда огромный коррупционный риск; изменений в Конституцию Украины, которыми "особый статус" должен быть узаконен навсегда. Все эти требования являются неприемлемыми для Украины. На Банковой этого не могут не понимать.
Из этого вытекает второй момент - несмотря на всю безвыходность ситуации, властям придется что-то делать или хотя бы имитировать работу в направлении реализации мирного плана, чтобы не терять рейтинговые показатели. А вот что именно делать - большой вопрос. Ведь вариантов может быть только два: и дальше в одностороннем порядке идти на компромиссы и тем самым подпитывать аппетиты Путина или сказать правду и себе, и избирателям, что вариант "стены", о котором заикнулся советник президента Андрей Ермак, далеко не худший. Но для его реализации нужно согласие подавляющего большинства общества. В этом направлении власть пока не работает.
Мы слышим от главы МВД Арсена Авакова рациональное предложение: Украина получит контроль над границей "не за месяц до местных выборов, а, например, за два дня". И после того как украинская полиция зайдет на оккупированные территории, она будет патрулировать на них совместно с представителями территориальных общин". Но рациональной идея Авакова выглядит для нас, согласие на это России - фантастика. Хотя, конечно, инициировать различные сценарии возвращения контроля над границей стоит, по крайней мере это будет создавать впечатление неотступности украинской власти от ключевого требования - реинтеграция оккупированных территорий без перехода их под полный контроль Украины и без безусловного вывода незаконных милитаристских группировок из ОРДЛО - невозможна. Однако здесь власть упирается в проблему, к созданию которой она приобщилась еще на стадии, когда не была властью: придется признать, что в невозможности закончить войну согласно с нашими требованиями виноват таки Путин, а не предшественники.
Зато видим другие движения, которые точно одобряют в Кремле, - возбуждение ГБР очередного дела в отношении Порошенко. На этот раз ему "шьют" государственную измену во время подписания Минских соглашений. Неужели это расследование ратрогает Путина, и он согласится отдать Украине контроль над границей в оккупированных территориях? Можно сколько угодно кивать на предшественников, что это, мол, они подписали капитулянтские соглашения, но это не решает проблему. Разве что некоторое время будет удерживать рейтинг от крутого пике.