Секретная комната для ЦПК: особенности "карантинного правосудия" Антикоррупционного суда
Что разрешено ЦПК, не позволено простым смертным. "ДС" решила проверить, действительно ли ЦПК имеет особые преференции и отдельную секретную комнату в Высшем антикоррупционном суде, и можно ли на законных основаниях получить доступ для просмотра судебных заседаний в ВАКС
На прошлой неделе во время рассмотрения апелляции по делу Писарука и Бахматюка стали известными интересные факты о деятельности Высшего антикоррупционного суда. Как выяснилось после скандала с обнародованием ЦПК подробного определения суда еще в момент его оглашения, в ВАКС существует отдельная секретная комната, в которой представители "Центра противодействия коррупции" получают доступ к просмотру судебного заседания и ведут с нарушением норм УПК трансляции в соцсети без согласия сторон разбирательства и без необходимого постановления суда.
Мы решили проверить, смогут ли и наши журналисты воспользоваться такой привилегией, которую имеет ЦПК в стенах ВАКС. В понедельник, 3 августа, "ДС" приехала в Апелляционную палату суда. В повестке дня суда стояло дело, которое должна была рассматривать коллегия судей Виктора Панкулича, Сергея Боднара и Игоря Панаида, которую в СМИ называют "тройкой Сытника" за то, что они по странному стечению рассматривают именно те дела, которые особенно интересуют директора НАБУ, хотя в суде должно работать автоматическое распределение дел. Именно эти судьи вели заседание, на котором ЦПК из отдельной комнаты в суде сообщили большим постом в Telegram-канале о решении суда в момент его провозглашения.
Итак, имея при себе все необходимые редакционные документы, а также ходатайство о разрешении на фото-и видеосъемку заседания, "ДС" попыталась попасть на него в обычном порядке. Наши журналисты не только не получили отдельной комнаты, как ЦПК, и не смогли следить за ходом заседания, но и вообще не были допущены в помещение суда под предлогом мер по предотвращению распространения коронавируса, который, очевидно, никак не действует на представителей "Центра противодействия коррупции".
"ДС" тоже рассчитывала, что сможет следить за ходом дела в "отдельном помещении". Однако заведующий сектором взаимодействия со СМИ Апелляционной палаты ВАКС Вадим Клищенко отказал в доступе к суду, называя разные причины и в конце остановившись на версии коронавирусной болезни у судей. Он заявил, что ограничен не только доступ на заседания, где имеют право находиться только стороны по делу, но и в целом доступ к суду.
В то же время, присутствие "Центра противодействия коррупции" в здании и возможность вести трансляцию на заседании на прошлой неделе Клищенко объяснил требованиями статьи 27 УПК Украины, которая говорит об обратном: "Проведение в зале судебного заседания фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению, а также проведение звукозаписи с применением стационарной аппаратуры допускаются на основании постановления суда, которое принимается с учетом мнения сторон и возможности проведения таких действий без вреда для судебного разбирательства". Отметим, что такого постановления во время упомянутого процесса не было и мнением сторон о возможности проведения таких действий судьи не интересовались. Да и "ДС" сотрудник суда о необходимости согласия сторон как на съемку, так и на трансляцию заседания, в конце концов, не сообщил.
Отказ же в праве "ДС" на отдельную комнату, доступ к просмотру заседания суда и его трансляцию при аналогичных обстоятельствах Клищенко пояснил коронавирусной болезнью неназванного сотрудника суда, из-закоторой вольнослушателей якобы с прошлой недели не допускают в помещение Апеляционной палаты ВАКС. В ответ на резонное замечание о том, что соответствующей информации нет на официальном сайте суда, "ДС" предложили ознакомиться с объявлением, размещенном в самом помещении суда, причем интересно, что ни одной даты в этом сообщении нет.
Более того, "ДС" опросила четырех адвокатов, на днях присутствовавших на других заседаниях ВАКС с участием этой же тройки судей, и выяснила, что они не были уведомлены о якобы коронавирусной болезни у одного из судей. Также в помещении суда каждый день находятся работники САП, однако, по информации наших источников, им также не сообщили о болезни судьи, с которым они контактировали, для них не проводили никаких тестирований и им никак не ограничивали доступ в ВАКС. Также завсектором по работе со СМИ ВАКС сообщил, что заседание суда вообще не будет из-за болезни судьи. Однако в расписании работы Апелляционной палаты ВАКС на следующий день запланированы два дела, которые рассматривает эта же триада судей.
Поскольку заявления представителя ВАКС противоречат друг другу, "ДС" предлагает два возможных объяснения того, что происходит в ВАКС, на рассмотрение читателя: или ВАКС грубо нарушает карантинные требования, подвергает опасности инфицирования коронавирусом свободных слушателей, судей, работников САП, адвокатов и тому подобное, благородно защищая от коронавирусной болезни только журналистов, или для ЦПК в суде действительно существуют отдельные комнаты, они действительно имеют отдельные права, для них действуют отдельные правила, отдельные законы, отдельные нормы УПК, недоступные простым смертным, а работники ВАКС стараются не очень убедительно это скрыть.