• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

"Орион", "Гранат", "Застава". Почему российские дроны — не совсем российские и не совсем дроны

Полноценных ударных беспилотников на вооружении российской армии нет. И так будет до тех пор, пока военная промышленность не наладит серийное производство систем высокоточного оружия

Макет дрона "Орион" на оружейной выставке
Макет дрона "Орион" на оружейной выставке
Реклама на dsnews.ua

Последние несколько недель информационное пространство прямо-таки переполнено фото и видео российских ударных дронов. Они на камеру эффектно сбивают мишени, на телеканалах косяком пошли рассказы засекреченных героев о том, как они дронами-камикадзе уничтожали лидеров боевиков. Однако если начать разбираться, то реальность очень далека от телевизионной картинки.

Первая проблема, которая сильно тормозит развитие беспилотной авиации в России, это техническая отсталость. За время войны на Донбассе в руки наших специалистов попало 11 военных беспилотников российского производства, которые после обследования по большей части были переданы западным партнерам. Для западных разведок основным было желание не ознакомиться с новыми техническим решениями (которых там просто нет), а отследить цепочки поставок технологий в Россию — с целью их пресечения. С 2014 г. коллективный Запад наложил эмбарго на поставки товаров двойного назначения в Россию, но все российские беспилотники почти целиком состоят из импортных комплектующих.

Так, например, беспилотник "Форпост", имеющий большую дальность полета, построен на базе одноцилиндрового двигателя 3W-55i немецкой компании 3W-Modellmotoren Weinhold GmbH. Мало того, он имеет навигационные модули швейцарского производителя MicroEM, а GPS-антенну — американской компании Antcom. Радиочастотный модуль 9XTend 900 МГц и GNSS-приемник NV08C-CSM — также американского производства.

В беспилотнике "Гранат" стоит двигатель производства чешской компании Model Motors, а "Застава" вообще представляет собой израильский аппарат, который просто собирается в России. 90% деталей этого дрона сделаны израильскими компаниями Elbit Systems и Data Links, а двигатель немецкий — от компании Hacker Motor. Подобная картина — с каждым типом БПЛА, который состоит на вооружении российской армии.

Второй момент, из-за которого российские поделки нельзя считать полноценными ударными аппаратами — это отсутствие образцов вооружения, которые могут применяться с борта беспилотников. Ведь успех "Байрактаров" целиком и полностью обусловлен планирующими бомбами семейства MAM, а американских "Предаторов" — наличием Hellfire. Ничего подобного в России нет — на "Орионе", который сбивает мишень, просто установлен вариант противотанковой ракеты "Корнет", причем даже с оригинальным пусковым контейнером. то есть тубус имеет совсем не аэродинамическую форму, а его использование практически обнуляет боевое значение аппарата.

А на недавней оружейной выставке Dubai Airshow-2021 в ОАЭ Россия продемонстрировала макет "Ориона" с вертолетным ПТУР "Вихрь-М". Здесь тоже масса проблем — "Вихрь" создавался под специфическую тактику ударных вертолетов, имеет очень большую массу, "Орион" сможет поднять не более двух таких ракет. Для сравнения: "Байрактар" несет четыре, а Anka, представитель следующего поколения турецких беспилотников, несет восемь управляемых противотанковых ракет Roketsan Cirit либо четыре управляемые планирующие авиабомбы MAM-L с лазерным наведением. Что говорить об американских аппаратах, которые по сути представляют из себя "летающие батареи". Такой подход полностью укладывается в существующую концепцию применения ударных дронов, которые часами кружат над полем боя и наносят удары по обнаруженным оператором целях. Естественно, что чем больше на аппарате ракет, тем более он эффективен.

Наконец, отдельно стоит сказать о российском подходе по вооружению ударных дронов свободно падающими бомбами. Хотя российскому телезрителю это преподносится как простой и эффективный вариант использования ударных беспилотных аппаратов, однако по сути это тупиковая идея. Ведь изначально ударный дрон — это дешевый аппарат с низкой стоимостью летного часа, неуязвимый для войсковой ПВО, так как просто не входит в зону ее действия за счет применения управляемого оружия. А применять эффективно "чугунные" бомбы будет невозможно — тяжелые боеприпасы (250 кг и больше) он брать не может из-за малой грузоподъемности, а в случае работы легкими (100–150 кг) для приемлемой точности бомбометания беспилотник будет вынужден спускаться на малые высоты. Где станет прекрасной мишенью буквально для всех средств ПВО (включая такие относительно примитивные, как ЗУ-23-2). А если помножить это на невысокие скоростные характеристики и плохую маневренность, то можно говорить о том, что судьба таких аппаратов плачевна — они будут уничтожаться очень и очень быстро.

Реклама на dsnews.ua

Итак, полноценных ударных беспилотников на вооружении российской армии нет. И так будет до тех пор, пока военная промышленность не сможет наладить серийное производство систем высокоточного оружия.

    Реклама на dsnews.ua