Олег Недава: Трагедия, произошедшая на свалке в Грибовичах, может повториться в любом другом городе
Заместитель главы парламентского комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы рассказал "ДС" о реальных причинах случившегося ЧП на свалке под Львовом, и том, как уберечь Украину от глобальной мусорной катастрофы.
"ДС" По версии следствия, причиной грибовицкой трагедии послужила служебная халатность. Но это довольно размытое понятие, а какие реальные факторы могли привести к тому, что в Украине в XXI веке люди гибнут под горами мусора?
О.Н. В первую очередь это неправильная эксплуатация полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) и несоответствие действующих в Украине мусорных свалок установленным госуарством стандартам. По правилам, доставленный на специально обустроенный полигон мусор необходимо равномерно распределять по всей территории свалки. Затем его, шар за шаром, засыпают инертными материалами (глина, щебень). Таким образом, формируется устойчивая поверхность, что исключает появление здесь целых мусорных терриконов, как это происходит на большинстве свалок. А ведь на таких объектах проходит неконтролируемый процесс гниения, формируются мягкие слои отходов за счет концентрации, например, пластиковых бутылок. В таких мягких слоях накапливаются газы и достаточно одной искры, чтобы вспыхнул пожар. Справится с таким пожаром очень нелегко, поскольку поверхность неустойчивая и в любой момент может произойти обвал, что и случилось на свалке под Львовом.
Кроме того, тушить пожары водой на свалках нельзя, поскольку вода лишь ускоряет процесс гниения и, следовательно, повышает вероятность возникновения новых пожаров. Необходимо засыпать тлеющую поверхность глиной или другими твердыми материалами, перекрывая доступ кислорода к месту возгорания, а на это необходимы немалые средства, поскольку в этом процессе приходится задействовать много техники. В итоге, те деньги, которые местные власти жалеют потратить на нормальное обустройство полигонов ТБО, уходят на решение проблем, к возникновению которых приводит такая "экономия".
"ДС" Что мешает местным властям изменить свое отношение к мусорному вопросу?
О.Н. Во-первых, это нежелание местного руководства затрагивать болезненный социальный вопрос. Сейчас плата за мусор включает в себя две составляющие - тариф и норму накопления. В тариф входит цена за вывоз мусора и его захоронение, а норма накопления зависит от соотношения разных видов отходов, которые выбрасывает конкретный населенный пункт. В каждом городе есть свой индекс нормы накопления. Как правило, цена захоронения мусора очень низкая, и чтобы уменьшить нагрузку на полигоны или обустроить их по всем стандартам, необходимо эту цену повысить. Но местные власти не хотят этого делать, не желая дразнить своих избирателей повышением расходов на уборку мусора.
Во-вторых, это личный денежный интерес некоторых местных руководителей. Например, власти Краматорска сейчас продолжает вывозить городской мусор на старую необустроенную свалку ТБО, вместо того, чтобы доставлять его на новый подготовленный полигон, расположенный рядом. А все потому, что цену на захоронение отходов на старом объекте краматорские чиновники могут контролировать, а на новом - нет. Похожая ситуация и в соседнем Славянске, где руководство отказывается строить перегрузочную мусорную станцию, и это только то, что известно мне лично.
Третья причина - отсутствие благоприятных законодательных условий, стимулирующих подключение бизнеса к решению мусорной проблемы.
"ДС" Если оценивать ситуацию в целом по стране, то каковы сейчас реальные масштабы проблемы отходов в Украине?
О.Н. К сожалению, ситуация, которую мы наблюдаем в Грибовичах, в любой момент может повториться в других населенных пунктах. Ведь 80% полигонов ТБО, которые сегодня эксплуатируются в Украине, не соответствуют установленным санитарным нормам. То есть де-факто это именно свалки, куда в хаотическом порядке сбрасывают все отходы.
Кроме того, в нашей стране действует еще около 35 тыс. стихийных свалок, которые никто не контролирует и не проверяет. Общая же приблизительная площадь полигонов и ТБО и стихийных свалок занимает примерно 12 тыс. кв. км. (для сравнения, площадь Черновицкой области - 8,1 тыс. кв. км - ред.), и это более 12 млрд тонн отходов. Ежегодно в Украине накапливается 4-4,5 млн тонн отходов упаковки, 400-450 тыс. тонн отработанных технических масел, 170-190 тыс. изношенных шин. И лишь малая часть идет на переработку. Таким образом, на каждого украинца приходится около 700 тонн мусора.
"ДС" Как можно разгрести эти завалы?
О.Н. Для начала нам надо признать, что мы не умеем обращаться с мусором вообще, поскольку общая система сбора отходов в стране отсутствует. Мы уже говорили с профильным министром на этот счет, и в ближайшее время будет создан полный реестр всех мусорных свалок, где будут отмечены наиболее опасные объекты.
Кроме того, мы с коллегами разработали несколько законопроектов, направленных на решение этой проблемы. В частности, мы предлагаем зачислять средства от уплаты экологического налога в специальный фонд, который будет предоставлять ежеквартальные субсидии саморегулирующимся организациям, занимающимся сбором, переработкой и утилизацией отходов.
Также наши законопроекты устанавливают принцип расширенной ответственности производителей или импортеров, деятельность которых приводит к появлению определенных видов отходов, начиная от пластика, и заканчивая автомобильными шинами. Таким образом, убирать мусор будут те, его и производит или завозит в Украину.
"ДС" Похожая схема уже действовала в Украине, начиная с 2001 и по 2015 год, но чище от этого в нашей стране не стало...
О.Н. Дело в том, что соответствующее постановление - № 915 (от 26 июля 2001 г) ограничивало возможности производителей или импортеров в части организации сбора и переработки или утилизации отходов. Ключевую роль в этом процессе играла государственная компания "Укрэкокомресурсы", собирающая с бизнеса обязательный сбор на утилизацию мусора. Но, как оказалось, значительные средства "Укрэкокомресурса" выводились в тень, а затем разворовывались. Наша же законодательная инициатива даст предприятиям большую свободу. В частности, они смогут решать: организовывать ли им сбор и переработку отходов самим или нанять для этого специализированные организации. Также они будут вольны в выборе методов и средств организации сбора отходов, появляющихся в процессе потребительского использования их товаров, а также в выборе методов стимулирования населения к разделению мусора.
Каждый производитель или импортер получит свою норму отходов, которую ему придется выполнять. В противном случае их будет ждать огромный штраф. Например, в первый год действия закона компаниям придется собирать всего 35% пластмассовых отходов и 15% изношенных шин от общего объема произведенной ими или импортированной продукции. В пятый год действия закона эти показатели увеличатся, соответственно, до 50% и 30%. На практике это приведет к тому, что производители или импортеры будут бегать за людьми и упрашивать их сдавать использованные упаковки - те же бутылки или пластик, как это сейчас происходит на Западе.
"ДС" Почему западные инвесторы не хотят вкладывать деньги в решение мусорных проблем Украины?
О.Н. Если мы говорим о перспективе производстве биогаза, то инвесторы заинтересованы вкладывать деньги в полигоны, соответствующие всем государственным строительным нормам и уже с проведенной рекультивацией. Там должна стоять газосборная система, обустроен периметр, насыпан сверху щебень, что позволяет формирующемуся в отходах газу выходить сквозь специальные скважины. Делать рекультивацию за свой счет ни один инвестор не будут, поскольку это очень дорого и затраченные средства не окупаются. Но прописанная в наших законопроектах схема распределения экологического налога позволит найти средства на подготовку таких полигонов к приходу инвесторов.
Кроме того, установление для производителей нормы по сбору отходов от продаваемых ими товаров приведет к уменьшению процента целого ряда твердых отходов в общей структуре выбрасываемого мусора. Что, в свою очередь приведет к снижению индекса нормы накопления, а из ее стоимости, в частности, и состоит цена на вывоз мусора.
Но не стоит питать иллюзий на счет окупаемости мусорного бизнеса. Мы недавно посетили один завод в Копенгагене, который в процессе сжигания отходов производит электричество и тепловую энергию и, как оказалось, только 50% затрат этого предприятия покрывается за счет продажи производимых энергоресурсов. Остальные 50% состоят из средств, которые люди платят за вывоз и утилизацию выбрасываемых ими отходов. Загрязнитель платит за свой мусор во всем цивилизованном мире, и Украина здесь не станет исключением.