Олег Канивец: Автор графы (интервью)

Сквозь огонь, воду и медные трубы прошел в Верховную Раду львовский миллионер Олег Канивец. На его пути в парламент были исключение из "Батькивщины",

Сквозь огонь, воду и медные трубы прошел в Верховную Раду львовский миллионер Олег Канивец. На его пути в парламент были исключение из "Батькивщины", нешуточные войны с соратниками по партии и противостояние в округе с бывшим шефом. Правда, в здании под куполом политик со всеми помирился и жаждет новых баталий. Первые же законопроекты Канивца вызвали неоднозначную реакцию его коллег из "Свободы".

Когда набирающиеся опыта политики из партии "Свобода" после громких дискуссий наконец-то взялись за разработку законопроекта о графе "национальность" в паспортах, выяснилось, что их уже опередили. Львовский миллионер Олег Канивец, едва получив депутатский значок и войдя во фракцию "Батькивщины", инициировал не только введение новой графы, но и изменение слов национального гимна. Вернее, возвращение к аутентичному тексту. И пока националисты кусают локти из-за своей нерасторопности, Канивец обживает скромный рабочий кабинет в Киеве размером 3х4, в котором мы увидели абсолютно голые стены.

Нардеп с улыбкой оправдывается, мол, уже запланировал повесить над столом большую фотографию с изображением всего депутатского корпуса, а также портрет… президента Виктора Януковича. Несвойственную оппозиционерам лояльность по отношению к главе государства объясняет "миролюбием и умением прощать".

Во время избирательной гонки в парламент Олег Канивец, баллотировавшийся по мажоритарному округу во Львовской области, успел простить не одного своего оппонента. Резонансные конфликты у него были с одним из самых влиятельных и богатых галичан, президентом футбольного клуба "Карпаты" Петром Дыминским, железнодорожными братьями-миллиардерами Богданом и Ярославом Дубневичами, а также экс-главой львовской "Батькивщины" Иваном Деньковичем.

Ну а в избирательном округе самым главным соперником Канивца был его бывший шеф, экс-посол Украины в Канаде Игорь Осташ. Ведь ранее в трех парламентских кампаниях Канивец возглавлял избирательный штаб Осташа. Теперь же ученик уверенно оставил учителя позади. Осташ занял лишь пятое место. А Канивец готовится к переговорам со "свободовцами" по поводу своего законопроекта о графе "национальность" в паспортах.

  "Свобода" еще не высказывала претензий, что депутат от "Батькивщины" подает законопроекты, которые обещали националисты?

— Открыто, конечно, не было никаких претензий. Да, безусловно, пункт о графе "национальность" присутствует в программе партии "Свобода", но я также много раз заявлял о том, что разделяю эти положения их программы. Кстати, на выборах в округе "Свобода" меня поддерживала. Ей, вероятно, импонировало то, что я, выдвиженец от более либеральной "Батькивщины", все же придерживаюсь правоцентристских взглядов.

В принципе, нам без "Свободы" в парламенте было бы сложнее, мы рассчитывали получить большинство в Раде, хотя и не удалось набрать нужное количество штыков. Но, по крайней мере, "Свобода" в Раде играет роль "щуки в пруду". Так что в этом плане мы нашли общий язык. Если законопроект "Свободы" о графе "национальность" будет лучше, вокруг него объединится депутатский корпус, то я соглашусь на их инициативу.

  Почему бы сразу не согласовать законопроект со "Свободой"?

— Давайте говорить откровенно: в нашем округе "Свобода" победила, а "Батькивщина" взяла второе место. То есть электорат настроен национал-патриотично. Это край, который подарил украинской нации Бандеру и многих других героев УПА. И потому, ясное дело, я пообещал своему избирателю подать одним из первых законопроект о внесении графы "национальность" в паспорт и должен это выполнить.

Мы живем в мононациональном государстве, где украинцев большинство — более 78%. Нас более двух третей, поэтому по международным критериям Украина мононациональная страна. Хочу, чтобы национальность моих детей была отражена в паспорте.

  Учитываете ли вы риск, что подобные инициативы могут осложнить сближение Украины с Евросоюзом, который очень болезненно реагирует на подобные идеи?

— Мы очень часто говорим про "европейские ценности", что мы "идем в Европу". А все ли европейские ценности нам подходят? Подходит ли нам суррогатное материнство? Подходит ли нам то, что в одних европейских странах культивируются легкие наркотики, а в других — разрешены однополые браки и усыновление детей гомосексуалистами? Нужно помнить, что мы еще и нация глубоко христианская, моральная нация.

Я убежден, что далеко не все люди в Украине разделяют все так называемые европейские ценности. Да, они говорят: "мы защищаем однополые браки, сексуальные меньшинства, потому что Европа культивирует верховенство права". То есть у одного человека есть право такого самоопределения, а мы, другие, не имеем права ущемлять его в этом самоопределении. Так почему, по тому же принципу, мы не можем иметь права на национальное самоопределение?

  Вопрос еще и в своевременности, актуальности таких идей. В самой бедной стране Европы депутаты спорят не о путях выхода из экономического кризиса, а о способах голосования, языке выступлений, местах расположения фракций в зале, а теперь вот и графе "национальность" или словах гимна. Вы вот вошли в парламентский комитет по вопросам бюджета, но начали свою работу совсем не с социальных инициатив. Неужели совсем нет идей?

— Конечно, есть. У меня достаточно идей в бюджетном направлении. К примеру, я сознательно буду стремиться в подкомитет по местным бюджетам, чтобы добиваться финансовой справедливости в отношении регионов. Вот, к примеру, данные по 2012 году: субвенция на социально-экономическое развитие территорий по всей Украине составила около 2 млрд грн., из которых Львовская область не получила вообще ничего.

В то же время на Днепропетровскую область ушло 300 млн грн., на Одесскую — 180 млн, на Донецкую — почти полмиллиарда. В первую очередь нужно инициировать законопроект, который бы все это выравнивал. Не должно быть так, что Восток профинансирован, а Запад ущемлен, и наоборот. Конечно, нужно поднимать экономику, бороться с коррупцией и преступностью. Это все бесспорно.

Но между кем должна вестись дискуссия — между "гражданами мира", между бездомными или все-таки между украинцами? Верно — украинцами. А теперь, если мы все граждане Украины, то почему тогда возникают вопросы о том, что украинский язык не должен быть ведущим, доминирующим? Я не против русского языка, знаю его и общаюсь на русском со многими. Я уважительно отношусь к россиянам, евреям, грузинам, армянам, крымским татарам. Но должен быть и здоровый национализм: уважать другие нации, но в то же время уважать и себя как представителя своей нации.

Минеральный строитель

В бизнесе, как и в политике, Олег Канивец любит рисковать и дейст­вовать на опережение. К примеру, развивать строительный бизнес он начал в самый разгар кризиса, а в энергетику пошел, не имея в этой сфере никакого опыта. Безбедно жить политику позволяет лесопильный бизнес и компания по разливу минеральной воды "Трускавецкая классическая". Бютовец признается, что столь разные направления инвестиций избрал для диверсификации рисков. Этому его научил все тот же кризис 2008 года.

Канивец отмечает, что нынче самые трудные времена переживает его строительная компания "Укртехностройинвест" — заказы для нее приходится искать за рубежом. В приоритете — страны Ближнего Востока.

  После вашего перехода в политику кто будет заниматься бизнесом?

— По-разному, одни направления будут курировать члены семьи, а другие — топ-менеджмент. В семье делами в основном занимаются мой зять и дочери. Корпоративные права в бизнесе по совместному разливу минеральной воды "Трускавецкая классическая" и строительной компании я переписал на фирму, которая будет вести их дела.

  Правда ли, что вы до сих пор являетесь партнерами по бизнесу с недавним соперником на выборах Игорем Осташом?

— Супруга Игоря Осташа — соучредитель компании по выпуску воды.

  Разнообразие ваших бизнес-активов не мешает эффективному управлению?

— Нет, этому научил кризис. Например, строительную компанию я начал создавать в самый его разгар. Если хочешь быть первым после кризиса, начинать нужно во время него. Но, к сожалению, кризис затянулся, дефицит оборотных средств не дает возможности развиваться. Мы ищем способы реализации за пределами рынка Украины, в одной из арабских стран. Именно там сейчас мы вместе с еще одной компанией пытаемся получить заказы на строительство жилых и офисных помещений.

  Какое из направлений бизнеса сегодня у вас самое прибыльное?

— Я считаю самым прибыльным бизнесом воду. Но не сбрасываю со счетов строительство, если мы сумеем побороться за контракты на Ближнем Востоке.

Огласите весь список, пожалуйста!

Один из наименее приятных эпизодов, о которых Канивец не очень любит вспоминать, связан с его экс-соратником по партии "Батькивщина" Иваном Деньковичем. История взаимоотношений львовских политиков началась еще в 2005 году, когда Денькович посоветовал Канивцу (на то время члену "Нашей Украины") встретиться с Юлией Тимошенко.

Экс-премьер предложила ему создать фракцию "Батькивщины" в Львовском облсовете, пообещав при этом пост заместителя главы. Канивец согласился. Однако уже через некоторое время его при участии Деньковича исключили из партии якобы за вымогательство денег у местных бизнесменов. Канивец отмечает, что история выглядела несколько иначе: "Деньковичу сказали, что я хочу занять его место, стану председателем областной организации, и в Верховную Раду попадет не он, а я. Иван Васильевич, к сожалению, в это поверил, и меня исключили партии".

Однако на этом "дружба" политиков не закончилась. Через 3 года после конфликта Денькович, будучи уже нардепом от БЮТ, нашел Канивца, который на то время уже перебрался в Киев.

"Он попросил прощения за все, мы возобновили контакты". Денькович сразу же предложил товарищу третье место в списке в Львовский областной совет. Однако, как позже выяснилось, Денькович сотрудничал с Партией регионов, а список составлял вопреки воле Тимошенко, которая уже согласовала список кандидатов в облсовет с другим лидером — Романом Илыком. В итоге раскольника рассекретили, а Канивец у многих в памяти остался третьим номером в "списке Деньковича".

  Ваш соратник по фракции "Батькивщина" Анатолий Гриценко как-то заявил, что в его политической силе должны быть люди с кристально чистой репутацией. Вы считаете себя таким человеком?

— Безгрешных людей не бывает. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Себя я не считаю кристально честным политиком. Я придерживаюсь определенных принципов, которые помогают мне идти по жизни.

  Многим вы запомнились как третий номер в скандальном "списке Ивана Деньковича". Почему согласились туда войти, зная о репутации его составителя?

— Откровенно говоря, у Деньковича начались проблемы, когда его карточка не проголосовала за премьера Тимошенко. После этого его стали преследовать в "Батькивщине", сняли с поста руководителя областной организации. Всячески способствовали этому известные в области братья бизнесмены (речь идет о братьях Дубневичах — прим. "ВД"), которые ранее поспособствовали моему исключению из "Батькивщины". В конце концов они победили и поставили вместо Деньковича своего ставленника Илыка.

Когда начинались местные выборы в начале осени 2010 года, печать была у Деньковича, он еще был де-юре председателем областной организации, но де-факто им был Илык. Потому случился раскол и на выборы были поданы два списка. Власти было выгодно продвигать Деньковича, чтобы занизить рейтинг "Батькивщины". Денькович мне предложил за три дня до окончания формирования списка войти в его состав, мол, таким образом, передо мной реабилитируются за ранее незаслуженное исключение из партии.

Я считаю, что допустил ошибку, согласившись на это. Мое присутствие в этом списке, конечно, бросает на мою репутацию определенную тень. Я признаю, что тот мой шаг был необдуманным. Однако на то время Денькович не был "тушкой".

  Ранее Денькович утверждал, что вы выбирали себе "жертв" из числа депутатов Львовского областного совета и предлагали им вхождение в избирательные списки "Батькивщины" за $100 тысяч. Это правда?

— Нет. Все это мы уже прошли с Иваном, и он за это извинился. Просто у меня были беседы с несколькими бизнесменами, которые были готовы спонсировать партию. Но в те времена, в 2006 году, $100 тысяч для Львовского облсовета были заоблачными деньгами. Тогда, потратив $10-20 тысяч на избирательную кампанию, можно было гарантированно стать депутатом. Поэтому цифра $100 тысяч просто взята "с потолка".

Я вел переговоры не с одним человеком, люди приходили ко мне сами. Например, по этому поводу у меня возник серьезный конфликт с депутатом Евгением Бубой (владелец пекарен и сети АЗС во Львовской области — прим. "ВД"). Он очень хотел войти в список "Батькивщины" на новых выборах. Я был против этого, и мы даже вели по этому поводу жаркие споры с Петром Дыминским, владельцем футбольного клуба "Карпаты".

Он буквально кричал на меня, мол, что я себе позволяю и почему не пускаю в "Батькивщину" такого уважаемого человека, как Евгений Буба. Я говорил и с Бубой, объяснял ему: "Евгений, ты же был во фракции эсдеков "Социальная справедливость". Чтобы перейти во фракцию "Батькивщины", нужно сделать несколько шагов. В частности, публично признать, что ошибался. Или был там по принуждению". Я ему предлагал все это растянуть на полгода. Он отказался и начал против меня войну компроматов.

  Денькович и ваши оппоненты также обвиняли вас в финансовых махинациях на посту главы комиссии по приватизации при облсовете. Эти факты имели место?

— Мои оппоненты искали повод для моего исключения из партии. Финансовые махинации могут быть только там, где ты хоть как-то касаешься финансов. В партии я не имел отношения к ним. Это абсурд. Меня обвиняли в том, что я пытался кого-то протолкнуть в список, требуя за это деньги.

Но так можно сказать про кого угодно. Никаких доказательств просто не было. А вот слухи относительно комиссии, которую я возглавлял, муссировались очень долго — всю каденцию. Речь шла о приватизации ресторана "Фестивальный" и других объектов, кинотеатров. Но и эти обвинения высосаны из пальца.

  В ходе избирательной кампании в парламент активно распространялась информация о вашем соглашении с Администрацией Президента о сотрудничестве. Правда ли это, и кто распространял эту информацию?

— С уверенностью могу сказать, что за всем этим стоял Виктор Швец (депутат верховной Рады, фракция "Батькивщина" — прим. "ВД"). Это был его почерк. Поэтому у меня к нему очень серьезные претензии. Понятное дело, мы с ним состоим в одной политической силе, в одной фракции, но я в своих требованиях к руководству фракции буду категоричен — этот человек должен быть удален с территории моего округа. И я вообще советую убрать его со Львовщины, поскольку он только вредит. За руку я его не поймал, распространял эти листовки кандидат от "УДАРа" (Андрей Кит — прим. "ВД"), в частности его штабисты. Но, слава Богу, избиратели у нас умные, они разобрались в этом вопросе.

Клуб семейного досуга

Олег Канивец — отец пятерых детей, а потому досуг он проводит с семьей. Нардеп признается, что дома из серьезного политика в костюме и галстуке легко трансформируется в актера, режиссера, строителя — любое амплуа для него посильно с детворой.

Старшим детям Канивец дает полную свободу. К примеру, не препятствовал старшему сыну, когда он решил променять киевский уютный дом на университетское общежитие. А вот старшей дочерью он особенно гордится, ведь она пошла по стопам отца — в политику.

  Как вы с детьми проводите время?

— Я люблю читать и заставляю это делать детей. Хоть они и маленькие, но пусть читают свои книжечки. Жена не отводит их в детский сад на весь день. Сейчас есть возможность отвести ребенка туда на час-два, на занятия в кружках рисования, пения, танцев, иностранного языка или еще чего-то. И я дорожу тем временем, которое могу провести дома, когда могу поиграть с малышней. Мы и строим что-то, и просто балуемся, можем и спектакль какой-то разыграть. Мы часто ходим в лес, в горы. Места у нас благодатные и не воспользоваться возможностью подышать свежим воздухом и активно отдохнуть было бы грешно.

  Двое детей у вас взрослые. Находите с ними понимание?

— Мы живем в эпоху коммуникаций, поэтому общаться мы можем буквально ежечасно. Моя старшая дочь замужем. Работает секретарем и депутатом Стрыйского горсовета. Младшая закончила вуз, сейчас в Стрые ищет работу. Там же она и живет.

А сын учится в Киеве на втором курсе в Киевском национальном экономическом университете. Полтора года жил у нас, теперь хочет независимости, планирует переехать в общежитие. Я сказал, что он сможет это сделать после того, как минимум год поживет у меня, чтобы полностью освоиться в городе.

  То есть вы не возражаете против того, чтобы он поменял уют киевского дома на общежитие?

— Не возражаю. Чем раньше он станет самостоятельным, тем раньше добьется чего-то в жизни.

  Старшая дочь по вашему примеру избрала политику?

— Она любит публичность, общественную деятельность. Ей это нравится, и ей это подходит. Я вижу, что мои гены в ней взяли верх, рад ее успехам.

  Старший сын не планирует попробовать себя в политике?

— Возможно. Мы с ним все обсуждаем, и я вижу, что ему это интересно. Думаю, рано или поздно он тоже состоится как публичная персона. В какой ипостаси — увидим, поскольку быть руководителем какого-то предприятия или серьезного учреждения — это тоже публичность.

Перспективы

Оппозиционный статус народного депутата Олега Канивца однозначно указывает на слабую перспективу его инициатив относительно графы "национальность" и слов национального гимна. Впрочем, нардеп наверняка сможет правильно объяснить это своим избирателям. А вот уступки провластных фракций в дискуссии о сбалансировании бюджетных потоков в пользу западных областей страны вполне возможны. Правда, о соответствующем законопроекте пока ничего не слышно.

В бизнесе перспективы Олега Канивца более оптимистичны. Разлив минеральной воды обеспечивает ему финансовую независимость, а строительный бизнес — вдохновение для поиска заказов на внешних рынках. Однако судьба основных активов депутата зависит от лояльности властей, так что весьма вероятно, что после очередного резонансного голосования в Раде его бизнес может оказаться под угрозой.