• USD 41.5
  • EUR 44.7
  • GBP 53.7
Спецпроекты

"Охота на ведьм". Зачем Зеленский ввел санкции против Порошенко

Дело не в выборах. Банковая готовится к протестам после соглашения о прекращении огня

Реклама на dsnews.ua

Дальше — арест?

Владимир Зеленский решил устроить в жизни Петра Порошенко и его партии черную полосу. Днем 12 февраля глава "Европейской солидарности" сообщил, что вместо поездки на Мюнхенскую конференцию 14-16 февраля он будет 15 дней подряд ходить на допросы в ГБР.

"После визита в Вашингтон и встреч с командой Трампа сегодня мне отказано в выезде на Мюнхенскую конференцию по безопасности. Однако традиционная практика запрещения выезда Порошенко за границу на международные встречи себя исчерпала. Поэтому власти вручили мне 15 повесток в Государственное бюро расследований с 14 по 28 февраля. НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Это сделано для того, чтобы я ни на фронт, ни в Мюнхен не поехал", — заявил Порошенко в социальных сетях.

Известно, что на Мюнхенскую конференцию отправляется делегация во главе с Зеленским. Поэтому можно было предположить, что шестой президент просто не хочет быть там одновременно с пятым и решил эту проблему руками ГБР. Однако вечером того же дня сам Зеленский дал понять, что ситуация гораздо серьезнее.

"Только что провел заседание СНБО — решение принято и будет опубликовано завтра. Защищаем наше государство и восстанавливаем справедливость: каждый, кто уничтожал национальную безопасность и помогал России, — каждый должен отвечать. Миллиарды, заработанные фактически продажей Украины, украинских интересов, украинской безопасности, должны быть заблокированы и должны работать на защиту Украины и украинцев. Это будет. Обязательно", — сообщил он в видеообращении украинцам.

Действительно, 13 февраля обнародован и вступил в силу указ Зеленского, который ввел в действие решение СНБО от 12 февраля о введении по предложению Кабмина персональных санкций против пяти физических лиц: Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова, Константина Жеваго, Петра Порошенко и Виктора Медведчука. Ко всем пятерым применены 17 санкций, в том числе блокировка активов (временное лишение права пользоваться и распоряжаться активами), остановка выполнения экономических и финансовых обязательств; запрет на заключение договоров и совершение сделок; запрет совершения сделок по ценным бумагам, выданным этими лицами; запрет выплаты дивидендов или других платежей, связанных с корпоративными правами в пользу этих лиц.

Порошенко отреагировал еще вечером 12 февраля: "Это не стало для меня новостью. Я имел всю информацию о подготовке этой провокации, но до последнего верил, что здравый смысл победит. Но победил нездоровый. Только что СНБО принял антиконституционное, политически мотивированное решение ввести против меня, Петра Порошенко, как против лидера оппозиции и пятого президента санкции с абсолютно незаконными ограничениями. У этого преступления много соучастников: вся команда Зеленского, Кабинет Министров, который нагнули на абсурдное представление, члены его СНБО. Но заказчик, исполнитель и подписант один — лично Зеленский". Также Порошенко предположил, что санкции значительно усложнят помощь его фонда украинской армии.

Реклама на dsnews.ua

Теперь логично ожидать, что пятый президент будет арестован без возможности выйти под залог. Именно о такой цели свидетельствуют вызовы на допрос в ГБР. По словам Порошенко, ему могут быть выдвинуты новые подозрения. "На днях я вернулся из загранкомандировки, хотя меня все предупреждали: что у власти "крышу сорвало", о санкциях и новых подозрениях и что лучше мне оставаться за границей", — заявил он в соцсетях.

Официальный конец единства

Конечно, введение санкций против лидера одной из патриотичных парламентских партий стало официальной точкой в национальном единстве, которое до сих пор провозглашалось и властью, и патриотичной оппозицией. "Сегодня Зеленский нанес колоссальный удар по внутреннему единству, которого наша команда неуклонно придерживается с февраля 2022 года и которое является нашим главным оружием в борьбе с агрессором. Вся ответственность за негативные последствия ложится непосредственно на него", — заявил Порошенко.

Первые последствия проявились утром 13 февраля. Фракция "Европейской солидарности" заблокировала президиум Верховной Рады с плакатами "Нет политическим репрессиям", "Думайте о победе, а не выборах", "Украина — не Россия". Спикер Руслан Стефанчук дал гневный ответ.

"Уважаемые коллеги, смотрите, я вас информирую. Только что народная депутат Геращенко сказала народной депутатке Василевской-Смаглюк: "Пошла отсюда вон". Уважаемые коллеги, это все, что нужно знать о порядочности этих людей, — возмутился он. — Уважаемые коллеги, я так понимаю, что сегодня одна фракция делает все для того, чтобы… Это что такое? Что это делается? Остановитесь! Боже, как дорого стоит шкура одного человека. Это ужас! Позор!" На этом он объявил перерыв в заседании до следующего пленарного дня.

Нардеп Ярослав Железняк, заместитель главы партии "Голос", предположил, что в пятницу 14 февраля анонсированный час вопросов к правительству может не состояться. Действительно, теперь фракция "Европейской солидарности" имеет мотив блокировать трибуну и срывать заседания.

"Мы знали о санкциях. Наша команда давно получала угрозы расправы с Петром Порошенко и каждым из нас, угрозы семьям, обысками, дискредитацией. Мотив один — мы единственные не закрыли рот. Мы напоминали о подготовке к войне. Мы ставим вопросы фортификаций и коррупции, когда других напугали и сломали", — заявила вечером 12 февраля сопредседатель фракции "Европейской солидарности" Ирина Геращенко. Утром 13 февраля она анонсировала ответ: "Зеленский и Стефанчук как члены СНБО, которым не мозолит полный зал ОПЗЖ, но чешется Порошенко и "Европейская солидарность", спровоцировали масштабный парламентский кризис. Все. Зеленский и слуги остаются теперь один на один с ОПЗЖ и с ними будут принимать самые темные решения. Молодцы! Так победим". Ее слова можно интерпретировать как отказ голосовать за любые законопроекты президента, правительства и правящего большинства.

Желание совпало с возможностью

Ближайшие недели и месяцы будут в буквальном смысле слова решающими для судьбы Украины. Поэтому сейчас Украине было бы очень важно демонстрировать внутреннее единство и перед врагом, и перед западными партнерами, и перед всем миром. Почему же Банковая решила именно сейчас атаковать Порошенко?

Ответ в том, что это тот случай, когда желание совпало с возможностью. Желание посадить Порошенко проявлялось у Зеленского еще во время предвыборной кампании шесть лет назад. К концу 2021 года против Порошенко были возбуждены десятки уголовных дел и готовилась его посадка в СИЗО.

20 декабря 2021 года пятому президенту объявили о подозрении в государственной измене по делу о поставках угля с временно оккупированных территорий в 2014-2015 гг. Подозрение было объявлено заочно — Порошенко в тот момент пребывал в зарубежном турне. Он вернулся в Киев утром 17 января и сразу же прибыл в Печерский райсуд на заседание, где ему должны были избрать меру пресечения. Сторона обвинения просила два месяца ареста с правом залога в 1 млрд грн. Решение было оглашено 19 января: суд ограничился минимальной мерой — личным обязательством. Сторона обвинения подала апелляцию, но 11 февраля апелляционная инстанция оставила это решение неизменным. А затем началась полномасштабная война, и садить Порошенко оказалось "не на часі".

Теперь "не на часі" кончилось. Возможность для этого открылась после смены хозяина Белого дома. Похоже, на Банковой внимательно изучили иерархию ценностей Дональда Трампа и предположили, что соблюдение правил игры по отношению к политическим оппонентам находится где-то в самом низу этого списка. То есть на Банковой решили, что "уже — можно, и за это ничего не будет". Или даже более того: вероятно, Зеленскому подсказали, что если он начнет "закручивать гайки", это вызовет одобрение Трампа, который откровенно презирает демократические ценности.

Дело не в конкуренции на выборах

Наверное, у Зеленского есть чисто личные, иррациональные мотивы расправиться с предшественником. Но с самого начала тут имела место политическая технология: продемонстрировать избирателям свою крутизну, а всем политикам — свою силу и превосходство. Эти мотивы никуда не делись, скорее они даже усилились.

Поэтому возобновление допросов Порошенко совсем не удивительны, как и не станет сюрпризом его арест. Однако, как видим, Зеленскому этого оказалось мало, и он наложил на Порошенко санкции. Это означает или страх, или спешку. Банковая боится, что дело против Порошенко развалится в суде, или не хочет ждать суда. Потому она решила "вынести приговор" сама, без суда, прямо сейчас.

Это дает ей двойной выигрыш. Во-первых, она надеется таким способом дискредитировать Порошенко и его партию. Зеленский лично занялся этим, когда объявил, что будут заблокированы "миллиарды, заработанные фактически продажей Украины, украинских интересов, украинской безопасности". Расчет, по-видимому, на то, что для многих украинцев "раз президент сказал, значит, так оно и есть".

Во-вторых, санкции ослабляют финансовые возможности Порошенко. Вероятно, Банковая надеется, что возникнут финансовые проблемы у структур "Европейской солидарности" в Киеве и других городах, также Порошенко не сможет вносить залог ни за себя, ни за каких-либо следующих арестантов (если это будут аресты с правом залога).

Конечно, можно предположить, что смысл всего этого в том, чтобы ослабить Порошенко и его партию как конкурентов Зеленского и его партии на будущих президентских и парламентских выборах. Однако главная цель все же не в этом.

Выборы пройдут не скоро. Чтобы они стали возможны, должны состояться два события: заключение соглашения о прекращении огня и отмена военного положения. Власть боится, что сразу после этого Порошенко и "Европейская солидарность" начнут "качать ситуацию" в стране. Например, будут организовывать акции протеста "против капитуляции", против траты $1 млрд на покупку двух ядерных реакторов российского производства, против арестов генералов, против уничтожения местного самоуправления в Киеве и других городах, против коррупции на высшем уровне и так далее (список поводов для протестов может быть очень длинным). А если их дискредитировать и лишить финансовой опоры, то, глядишь, никаких протестов и не будет.

Также Банковая готовится к информационным войнам после прекращения военного положения. Ей нужно куда-то канализировать народный гнев, который неизбежен, поскольку справедливого мира не будет, а будет мир несправедливый, который закрепит российскую оккупацию украинских территорий и станет, по терминологии Михаила Подоляка, "мягкой капитуляцией" Украины.

Когда власть боится народного недовольства, эффективный способ не стать его жертвой — самой его возглавить и организовать "охоту на ведьм". У Банковой уже есть список "ведьм": это Байден, который "не давал оружия", это генералы, которые "провалили подготовку к войне", и это, конечно, Порошенко.

Оправданы эти надежды или нет, но Банковая уже приняла решение, мосты сожжены.

    Реклама на dsnews.ua