Охота на избирателя. На что способны оккупанты в день украинских выборов
В обзоре "ДС" - главные события за последние семь дней, произошедшие на территории оккупированных районов Донбасса
Охота на активных избирателей
Казалось бы, какое дело российским оккупационным администрациям в ОРДЛО до грядущего через неделю голосования в первом туре выборов президента Украины. Тем более что вся их пропагандистская машина денно и нощно твердит о существующих в Донецке, Луганске и окрестностях неких отдельных "народных республик", которые вот-вот примет в свое лоно Россия-матушка. Ан нет, с каждого ЛДНР-утюга звучат новости о перипетиях украинской предвыборной гонки, правда, преимущественно фейковые, но серьезный интерес к данной теме все же очевиден и у оккупантов, и у их коллаборантов, и у простых жителей в оккупации.
С обычными гражданами в ОРДЛО особая морока - именно на уходящей неделе из Москвы пришел жесткий приказ никого из оккупации не допустить к голосованию на освобожденных территориях ни 31 марта, ни 21 апреля. Для чего на пунктах пропуска боевиков уже введены усиленные меры по проверке людей, которые пересекают линию разграничения, дабы выявить среди них активных избирателей. Хотя сделать это достаточно сложно, учитывая, что лишь за неделю через все КПВВ на Донбассе проходит более четверти миллиона человек.
Собственно, по причине "несвоевременности" многострадальное открытие 24 марта КПВВ в Золотом Луганской области было "властями ЛНР" изначально названо "провокацией". Как и предполагаемое перед выборами самостоятельное восстановление украинской стороной пролета разрушенного моста над Северским Донцом возле Станицы Луганской. А вот "власти ДНР" попытались решить данную проблему вообще до гениальности просто - запретить "нелегальным перевозчикам" (а всех их можно считать "нелегалами", поскольку легальных маршрутов нет в природе) возить людей на блокпосты на линии разграничения и в серую зону. Кроме этого уже в глубоком тылу с жителями, которых подозревают в проукраинских взглядах, местные "полицаи" из "МВД" и даже из "МГБ" сейчас массово проводят "профилактические беседы", суть которых - "настоятельно рекомендовать" воздержаться от поездок на неоккупированную территорию в день голосования на президентских выборах.
Перемещение из ОРЛО 60 заключенных
Зато повезет спокойно проголосовать за своего кандидата в президенты многим из шести десятков украинских граждан, которые последние годы томились в тюрьмах ОРЛО. Речь идет о том, что 20 марта на уцелевшем мосту над Донцом в городе Счастье состоялась уже вторая в этом году передача украинских заключенных, которых весна-2014 застала за решеткой в ныне оккупированных районах Луганщины. Полтора месяца назад по такой же процедуре из колоний ОРЛО были переведены в украинские пенитенциарные учреждения 33 осужденных, а в декабре 2018 года - еще 42. Кстати, 22 из них уже освобождены из-за окончания их тюремного срока.
На этот раз десятеро из 60 перемещенных из оккупации также уже завершили отбывание наказания, посему процедура передачи их украинскому Минюсту в городе Счастье была для них как минимум двойным счастьем. Аналогично и в отношении еще четверых, которые оставались за решеткой без какого-либо решения суда. То есть их вина вообще не была доказана в законном порядке, и такой беспредел продолжался более девяти последних лет.
Всего же переехать в камеры украинских тюрем хотят сотни томящихся в оккупации зеков, если не тысячи (в общей сложности в колониях оккупированного Донбасса сейчас пребывает около 16 тыс. человек). Но пока за все годы войны Украине удалось забрать из всех ОРДЛО только 334 украинских гражданина, которых угораздило отбывать там тюремное наказание. При этом ОРЛО только сейчас стали догонять ОРДО: нынешний счет между ними - 135:199 по количеству заключенных, переданных на контролируемую правительством территорию.
Между Бурунди и Конго
21 марта в честь Международного дня воды детский фонд ООН - ЮНИСЕФ - решил активно размещать на своей странице в Facebook собственный призыв "Вода - это право, а не привилегия", иллюстрируя его актуальными историями на этот счет со всего мира. И так вышло, что между сообщением о сборе пожертвований на обеспечение чистой водой детей африканской страны Бурунди и ярким фото улыбающегося мальчугана из Демократической республики Конго, который радостно набирает из канистры привезенную гуманитарной миссией воду, была опубликована грустная статья под названием "Где добывать воду - значит рисковать жизнью".
В данном материале ЮНИСЕФ два героя - 15-летний Дима и 13-летний Эдик, оба живущие в селе Бахмутка Донецкой области. Этот населенный пункт относится к поселку Зайцево близ Горловки, который расположен на самой линии донбасского фронта. В серой зоне уже пятый год подряд пребывает и Бахмутка, в которой постоянные проблемы как с электричеством, так и с водой. Например, Эдик, возвращаясь после школы через несколько военных блокпостов, вынужден идти в центр села к колодцу за водой, чтобы принести домой, где водоснабжение давно перебито, около 20 ведер. И к тому же рискуя попасть под обстрел, который пережил его земляк Дима именно возле главного колодца Бахмутки.
В целом, по данным ЮНИСЕФ, на востоке Украины до 3,6 млн человек ежедневно страдают от повреждения водных систем и не имеют стабильного доступа к водным ресурсам. Некоторые из них вынуждены часами стоять в очередях к скважинам, другие проходить километры, чтобы набрать воды из местных источников, качество которой зачастую оставляет желать лучшего. При этом в международной организации настаивают, что в вооруженных конфликтах риск для детей до 15 лет погибнуть от болезней из-за отсутствия чистой воды в три раза выше, чем от мин, пуль или снарядов, то есть от прямого насилия.