На очереди — "1+1". Как НАБУ и Зеленский "делят шкуру" Коломойского
С точки зрения интересов Зеленского возможны два варианта: или "1+1" будет по-прежнему работать на власть, или он не будет работать вовсе
Арест Игоря Коломойского породил целый ряд конспирологических теорий. Самая популярная говорит, что НАБУ охотится за олигархом, а СБУ пытается его спасти, для того и спрятала в своем изоляторе в Аскольдовом проулке. По этой версии, арест — это лишь спектакль для доверчивой публики, разыгранный по просьбе самого Коломойского.
Есть и теории похитрее. Например, что Банковая приказала СБУ изолировать олигарха, чтобы тот не попал на допросы к следователям НАБУ и не наговорил там лишнего. Мол, он владеет информацией, чувствительной для Владимира Зеленского.
Еще более изощренная теория предполагает, что Коломойский фактически стал заложником, а захватили и удерживают его для того, чтобы он не мог начать новую политическую игру с помощью своих депутатов и своей медиаимперии. Дескать, так ему дали понять, что лучше не планировать никаких политпроектов, не санкционированных Банковой.
Но чем больше вникаешь в детали этой истории, тем сомнительнее выглядит конспирология. А более убедительной оказывается самая простая версия: в течение последнего года НАБУ и власть атаками с разных сторон ослабили олигарха и теперь начали "делить его шкуру".
Случайные партнеры
Спустило колесо на "мерсе", когда он проезжал через деревню. Водитель вышел и стал менять колесо. Рядом останавливается другой автомобиль, оттуда выходит водитель и спрашивает первого:
— Ты что делаешь?
— Колесо снимаю.
Второй водитель достает лом, бьет по лобовому стеклу "мерса" и говорит:
— А я магнитолу прихвачу.
Этот бородатый анекдот сейчас начали вспоминать комментаторы, пытаясь объяснить совпадение, почему Коломойскому почти одновременно объявили подозрения СБУ и НАБУ. Правда, в ситуации с олигархом в роли случайных проезжих выступают оба водителя — не только тот, кто прихватывает магнитолу, но и тот, кто снимает колесо. И занялись они этим не вчера, а еще год назад. Но в остальном все верно: два случайных партнера "раздевают" один "мерс".
Кто был "наводчиком"
В роли "наводчиков" выступили американцы. Напомним, что Коломойский — единственный из украинских чиновников, который удостоился американских санкций за коррупцию. Санкции введены именно за коррупцию на посту главы Днепропетровской ОГА. Это специально подчеркнул госсекретарь США Энтони Блинкен 5 марта 2021 г.: "Сегодня я объявляю о внесении в санкционный список олигарха и бывшего государственного чиновника Украины Игоря Коломойского за его причастность к значительной коррупции. Пребывая в должности главы Днепропетровской ОГА Украины с 2014 по 2015 год, Коломойский участвовал в коррупционных деяниях… включая использование своего политического влияния и официальной власти для личной выгоды".
Кроме того, в США проходит очень интересный судебный процесс против Коломойского. Еще 21 мая 2019 г. в Канцлерский суд штата Делавэр поступил иск украинского Приватбанка к Игорю Коломойскому, Геннадию Боголюбову и ряду других лиц и компаний. В исковом заявлении говорится, что "с января 2006 г. по декабрь 2016 г. общее движение денежных средств (кредитов) на отмывочные счета конечных бенефициаров в отделении Приватбанка на Кипре составило $470 млрд". Подчеркнем: $470 миллиардов. Не миллионов, а миллиардов.
До начала большой войны Зеленский фактически игнорировал сигналы из Вашингтона о необходимости бороться с олигархом. На вопросы, почему Украина не ввела вслед за США санкции против Коломойского, секретарь СНБО Алексей Данилов отвечал, что из США не поступили соответствующие документы.
В то же время НАБУ не могло полноценно работать против олигарха, ибо почти два года, с августа 2020-го по июль 2022-го, Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) не имела полноценного руководителя, а значит, все расследования НАБУ были подконтрольны Офису генпрокурора, читай — Банковой.
Однако после 24.02.2022 зависимость Украины от американской помощи стала критической и игнорировать сигналы из Вашингтона было уже невозможно. В сентябре 2022 года в жизни олигарха началась черная полоса.
Как "раздевали" Коломойского
Первый звоночек прозвенел 2 сентября прошлого года, когда НАБУ и САП сообщили о подозрении в завладении имуществом и средствами "Укрнафты" на сумму свыше 13,3 млрд грн восьми лицам. Среди них — бывший председатель правления ПАО "Укрнафта" и еще два бывших топ-менеджера компании, а также бывшие директора пяти коммерческих предприятий. Через две недели НАБУ провело обыск в доме Коломойского в Буковеле. Месяц назад НАБУ и САП сообщили о завершении досудебного расследования и передаче материалов дела для ознакомления адвокатам подозреваемых. Не исключено, что Коломойскому тоже готовится подозрение.
Но вернемся в осень прошлого года. Увидев, что НАБУ всерьез хочет "раздеть" олигарха, Зеленский решил сделать это сам. Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку сообщила, что 6 ноября во исполнение решения заседания Ставки верховного главнокомандующего ВСУ в связи с военной необходимостью состоялось принудительное отчуждение в собственность государства акций пяти стратегически важных предприятий, в т.ч. ПАО "Укрнафта" и ПАО "Укртатнафта". И это не было спектаклем, ибо тогда же СБУ и БЭБ (Бюро экономической безопасности) объявили о досудебном расследовании уклонения от налогов руководства компаний. 1 февраля БЭБ и СБУ провели обыск в доме Коломойского в Буковеле. Все тогда смеялись с фото, где детективы без обуви, в носках, чтобы не запачкать паркет хижины олигарха. Впрочем, в СБУ тогда заявили, что они раскрыли схемы присвоения бывшим менеджментом "Укрнафты" и "Укртатнафта" 40 млрд грн. И что экс-директору "Укртатнафты" уже объявлено подозрение. На данный момент следствие продолжается. Опять же, не исключено, что Коломойскому тоже готовится подозрение.
Еще один крупный актив у Коломойского отобрали пять месяцев назад. 7 апреля следственный судья Печерского районного суда Киева арестовал акции компании "Укрнафтобуріння" и 11 апреля передал их в управление Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (его сокращенно называют АРМА — Агентство по розыску и менеджменту активов). Компания фигурирует как вещественное доказательство в досудебном расследовании, которое проводит ГБР в уголовном производстве о незаконном отчуждении Сахалинского нефтегазового месторождения на Харьковщине. По сообщению Transparency International Ukraine, 7 июля управление компанией "Укрнафтобуріння" перешло от АРМА к национализированной "Укрнафте" (согласно распоряжению Кабмина от 23 мая).
Итак, за последний год у Коломойского отобрали все основные активы в нефтегазовой сфере. Это вторая его черная полоса после 2016 года, когда был национализирован Приватбанк. И если подозрения за нефтегазовую деятельность еще впереди, то по банковским делам они пришли уже.
Конкуренция подозрений
Первыми с подозрением Коломойскому успели СБУ и БЭБ. 2 сентября они сообщили ему о подозрении в легализации имущества, полученного мошенническим путем. По информации СБУ, "в течение 2013-2020 годов Игорь Коломойский легализовал более полумиллиарда гривен путем их вывода за границу, используя при этом инфраструктуру подконтрольных банковских учреждений". Как видно из текста подозрения, начальный этап плана, в 2013 г., был реализован с использованием Приватбанка.
В тот же день, 2 сентября, Шевченковский райсуд Киева арестовал бизнесмена на два месяца с альтернативой в виде залога в размере 509 млн грн. Вносить залог он отказался, а рассмотрение апелляции назначено на 25 сентября.
Так что когда госсекретарь США Энтони Блинкен (тот самый, который два с половиной года назад лично объявил о внесении Коломойского в санкционный список) 6 сентября приехал в Киев, Коломойский сидел в изоляторе временного содержания СБУ в Аскольдовом проулке. В тот же день НАБУ и САП направили в ВАКС обвинительный акт против шестерых бывших топ-менеджеров Приватбанка, обвиняемых в растрате 8,4 млрд грн Приватбанка перед его национализацией. А на следующий день, перед отъездом Блинкена из Киева, детективы НАБУ посетили Коломойского в изоляторе СБУ и там вручили ему подозрение в завладении средствами Приватбанка в размере свыше 9,2 млрд грн.
"Следствие установило, что в январе-марте 2015 года конечный бенефициар банка, на тот момент глава Днепропетровской областной госадминистрации, разработал план завладения средствами ПАО КБ "ПриватБанк" с целью дальнейшего финансирования подконтрольной оффшорной компании и увеличения собственной доли в уставном капитале банка. Для этого банк искусственно обязали выплатить указанной подконтрольной компании более 9,2 млрд грн под предлогом якобы обратного выкупа собственных облигаций по завышенной стоимости".
То есть этот эпизод касается именно деятельности Коломойского на посту главы ОГА. И это в точности то, что прописал доктор Блинкен еще два с половиной года назад.
Конечно, это еще не конец. "В ряде эпизодов НАБУ и САП продолжают расследование. В первую очередь, схем вывода более 130 млрд грн из банка, что стало одним из оснований его национализации", — рассказало НАБУ 6 сентября.
На очереди — "1+1"
Дальше возможно всякое. Нельзя исключать, что власть и ее любимый олигарх договорятся полюбовно, в результате Коломойского выпустят и дадут ему сбежать в Израиль, где он спрячется от будущих решений американских, британских и украинских судов.
Но в любом случае в повестке дня будет стоять вопрос о судьбе активов Коломойского в Украине. По судебным решениям они могут быть отобраны у олигарха в счет погашения ущерба, нанесенного Приватбанку и государству Украина. Однако государству не обязательно дожидаться окончательных вердиктов. У него есть механизм в виде АРМА, который уже опробован на крупных активах ("Моршинская", сеть АЗС Glusco, облгазы), в том числе и на активах Коломойского (вспомним компанию "Укрнафтобуріння").
Под вечер 8 сентября НАБУ и САП сообщили о наложении ареста сроком на 48 часов на доли в уставном капитале обществ, которыми Коломойский владеет прямо или косвенно, в разрезе 307 юридических лиц, в том числе акционерных обществ, более чем на 3 млрд грн. Также направлено ходатайство о наложении ареста на это имущество в Высший антикоррупционный суд.
То есть сейчас временный арест, на 48 часов, а за этот срок должно появиться решение ВАКС. Затем арестованные активы, вероятно, будут переданы АРМА.
К сожалению, список юридических лиц не обнародован, но высока вероятность, что там есть и компании, стоящие за "1+1". Экс-нардеп Игорь Мосийчук еще накануне похвастался инсайдом, что "готовится решение об изъятии корпоративных прав на телеканал "1+1" и передаче их в АРМА".
Правда, сомнительно, чтобы телеканал после этого выжил — без регулярных финансовых вливаний частного собственника. Разве что АРМА быстро передаст "1+1" в управление госкомпании из сферы Министерства культуры и информационной политики. Но и тогда будет нужно узаконить финансирование из госбюджета и найти частного спонсора, лояльного Банковой, для дополнительной финансовой подпитки канала. И даже в таком случае неизвестно, останется ли на "1+1" старая команда и устроит ли она Банковую.
Однако перед Банковой ведь и не стоит задача сохранить канал. С точки зрения интересов Зеленского возможны два варианта: или "1+1" будет по-прежнему работать на власть, или он не будет работать вовсе. А варианты слушаться Коломойского или искать компромисса с ним уже ушли в прошлое. У олигарха наступила черная полоса. Его "мерс" никуда не едет, заскучал на обочине, вот его и "раздевают".