Зачем Путин подражает Нерону

Разговор со страной - образчик специфического поджанра в рамках реалити-шоу: моноспектакль-имитация с элементами интерактива

Прямая линия президента РФ Владимира Путина, в этот раз длившаяся без двадцати минут четыре часа, со всей очевидностью прямым диалогом с народом не является. Не секрет, что все реплики "народа" тщательно премодерируются, а в эфир попадают лишь те из них, которые либо безопасны для режима в целом и хозяина Кремля лично, либо позволяют ему раскрыть таланты самодержца: сугубую осведомленность, искреннюю неосведомленность, глубокое сострадание, заботу о судьбах, решительную позицию и озабоченность проблемами — по ситуации, вестимо.

Таким образом, речь идет о весьма специфическом поджанре в рамках реалити-шоу: о моноспектакле-имитации с элементами интерактива. Естественно, и режиссура, и спецэффекты, и массовка в нем заточены на создание иллюзии... нет, разумеется, не единства, но партнерства. Причем партнерства в самом что ни на есть домостроевском смысле: домочадцы делятся с отцом семейства обидами и бедами, а он, походя судя и карая, внушает им правила жизни и мироустройства. Так что для путинской медиакратии это одно из главных информационных событий года. А ритуализированный характер "беседы" лишь подчеркивает важность происходящего. 

Между тем из этой игры в имитацию можно почерпнуть немало интереcного, поскольку она несет определенный набор сигналов и алгоритмов, открывающих доступ к кремлевской мифологии и мировоззрению.

Следует сразу выделить из всего "шоу" неустанное акцентирование обслуживающим персоналом внимания на огромном количестве вопросов (миллионы и миллионы), якобы поступивших и поступавших во время эфира к президенту, и сценарий разнообразия тем. То есть от тематической разбивки эфира в этот раз отказались: то ли для динамизма, то ли — что более вероятно — дабы затенить нежелательные темы, которые фигура умолчания сделала бы более заметными. Так, минские соглашения перемешивались с дорогами, Турция — с проблемами науки и т. д.

Впрочем, основные посылы президента РФ в отношении Украины считываются без труда. Первое и самое важное — прекращения конфликта на Донбассе в ближайшее время не намечается. Путин традиционно кивает на Киев, который, по его словам, не выполняет минские соглашения (Россия, кто бы сомневался, выполнила все, что должна была), а также утверждает, что столкновения на так называемой линии разграничения происходят по инициативе ВСУ, что позволяет этот самый "Минск-2" не выполнять. Прозвучало еще одно напоминание о необходимости внести изменения в Конституцию Украины в рамках минских соглашений.

В то же время президент РФ ритуально заявил, что поддерживает предложение Петра Порошенко об увеличении числа сотрудников ОБСЕ, предоставлении им оружия и размещении на линии разграничения.

Не обошлось, конечно же, без демонстрации чувства юмора. Путина якобы спросил ребенок: в прошлом году вы говорили, что спасете тонущего Обаму, а кого вы, мол, спасете первым сейчас — Порошенко или Эрдогана. Все посмеялись, а президент РФ сказал: "Если кто-то решил утонуть, ему помочь нельзя". И намекнул, что Москва готова "понять и простить", если ее попросят о помощи.

Отметим, что шпильки в адрес украинского президента звучали по меньшей мере трижды: первая — "тонущий Порошенко", вторая — неподписание принятого ВР закона об особом статусе Донбасса,  третья — офшорный скандал.

В отношении последней темы Путин провел параллели с кумом-виолончелистом Сергеем Ролдугиным. "Отмазывание" кума прошло легко и ненавязчиво по давно отработанной методе "че там у хохлов" — дескать, пока сия творческая личность возвращала России скрипку Страдивари, на которой играл Растропович (что, впрочем, не соответствует действительности, речь о другом инструменте)... Так вот, пока Ролдугин геройствовал на искусствоведческих аукционах, Украиной продолжали властвовать олигархи, а президент вообще заигрался в офшоры. А народ тем временем, вестимо... — лавина мало значащих, но многозначительных цифр, призванная продемонстрировать, что украинской экономике реаниматор уже не понадобится, а ЖКХ подлежит немедленному отпеванию. Так что проблемы России в этой сфере — сущие пустяки. Забавно, если учесть, что как раз российское ЖКХ и состояние дорог были декларируемой топовой темой "прямой линии".

В целом же Украина наряду с Турцией и США не вышла из черного списка Кремля. Путин повторил свою оценку Панамаликс, сказав, что этот вброс произведен по заказу Вашингтона. По его словам, немецкая газета Süddeutsche Zeitung, в распоряжение которой попал архив панамской компании Mossack Fonseca, входит в американский холдинг Goldman Sachs — "понятно, чьи уши торчат" (булгаковский персонаж в этом месте сказал бы "Поздравляю вас, гражданин соврамши" — при желании легко проверить, что оный холдинг проиграл торги немецким конкурентам). Под конец президент РФ похвалил Барака Обаму за признание в провале в Ливии, назвал его "сильным человеком", добавив, правда, что он совершил ту же ошибку в Сирии. Эта реплика больше напоминает примирительное прощание, ведь это последний год каденции Обамы.

Кстати, ряд поднятых Путиным тем дал понять, что российский президент уже вовсю готовится к выборам в Госдуму, которые состоятся через пять месяцев, да и "панамские бумаги" утекли по тем же причинам, заверяет он аудиторию. Причем российский лидер почти не скрывает, что главная задача выборов — тюнинговать законодательный орган под безоговорочную поддержку главы государства и провести тест-драйв новой молодой команды. Также хозяин Кремля продолжил гнуть линию собственной незаменимости, формируя у россиян образ доброго барина. Лишь один он может приструнить зарвавшихся казнокрадов и держать их в узде. То есть президент — это оплот стабильности, а все, что выходит за пределы его "ауры", пресыщено хаосом.

Соответственно, без Путина у руля страна рухнет в одночасье под натиском США и Евросоюза. "Добрый барин" же перед Западом прогибаться не намерен. Это было подтверждено заверением, что санкции отменяться не будут. Любопытно, что к данной теме подвел вопрос человека, представившегося фермером из с. Архангельского Воронежской области, который заявил, что в случае отмены санкций импорт уничтожит его бизнес. Хозяин Кремля дал четко понять, что характер отношений с Западом меняться не будет. Тут весьма кстати его напоминание: "От тайги до британских морей Красная армия всех сильней". Еще один агрессивный посыл.

Ранее же, отвечая на возникающий резонный вопрос о катастрофических последствиях для российской экономики действия экономических санкций, Путин убеждал аудиторию, что повода для тревог нет: во-первых, в следующем году экономика начнет расти, а во-вторых. закрома резервных фондов ломятся от валюты, что позволит жить, как он выразился, "загнав шило в стену", безбедно еще четыре года.

Однако в конце реплики четыре года дважды стали четырьмя месяцами. Любопытная оговорка, учитывая, что катастрофическое состояние обоих резервных фондов является секретом полишинеля. Это раз. А два — это заметное дистанцирование от правительства, губернаторов, чиновников разного пошиба и даже партий. И три — пресловутая личная армия Путина — Нацгвардия. В отношении последней президент России также выдал интересную информацию: новое военизированное формирование будет контролировать оборот оружия в стране. Это подтверждает догадки "ДС" о том, что подразделения вновь создаваемой нацгвардии по сути должны стать для Путина охранными отрядами (по-немецки Schutzstaffeln, или просто SS), если уже через "четыре года" рухнет экономика России.

Впрочем, к театру одного актера это уже не будет иметь ни малейшего отношения. Если, конечно, не вспоминать, что 1948 лет назад при подобных обстоятельствах другой лицедей-самодержец произнес крылатую фразу "Какой актер умирает!.." Звали его Нерон.