Новый региональный строй от Зеленского: смерть райцентров и префекты

Сегодня на заседании правительства во главе с Алексеем Гончаруком министры должны рассмотреть проект административно-территориальной реформы

Данная инициатива, пожалуй, является гибридом реформы, когда-то предложенной экс-президентом Петром Порошенко, и децентрализации, которая продолжается в стране последние пять лет, пишет Depo.ua

Базовой административной единицей в Украине должны стать общины. В то же время районы планируется ликвидировать, соответственно, райсоветы прекратят свое существование. Властью в регионах будут облисполкомы. По замыслу, это будет облегчать процесс управления и взаимодействие регионального центра с ОТО. Облисполком будет распоряжаться исключительно местными бюджетам, а расходы на регионы из государственного бюджета будут контролировать префекты - такие себе государевы глаза, уши и руки на местах. Очень "жирная" должность получается.

В свое время видение властью административно-территориальной реформы озвучивал народный депутат от "Слуги народа", член Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Корниенко. Он рассказывал: планируется, что после проведения реформы районы укрупнят в сто округов, в которых не будет избранной власти, а будет префект, в ведении которого - 10-15 общин его округа. Еще одно планируемое нововведение - создание ЦПАУ (Центров предоставления административных услуг) в каждой общине, чтобы админуслуги предоставлялись без вынужденных поездок людей в областные центры.

В идеале все выглядит красиво, однако, во-первых, укрупнения районов в нашей истории были и раньше, в советские времена, и это привело к массовому оттоку людей из неперспективных населенных пунктов, которые утратили статус райцентров, а, во-вторых, нужно понимать, какова конечная цель этой реформы - досрочные местные выборы весной или летом 2020 года. Напомним, процесс децентрализации должен завершиться в следующем году административно-территориальной реформой и осенью планировалось провести первые выборы в новые органы местной власти. Но "слуги" спешат. Результатом чего станет объединение сверху тех общин, которые никак не могут слиться сами.

Теперь давайте посмотрим, чем реформа Зеленского и "слуг" отличается от той, которую проводила предыдущая власть. Владимир Гройсман, который все эти годы был главным вдохновителем децентрализации, в декабре прошлого года говорил следующее: нужно сформировать трехуровневую часть административно-территориального устройства: община - район - регион. При этом базовым направлением должно быть построение эффективной системы местного самоуправления, обеспечение его материальной и финансовой основы. Следующее базовое направление - формирование института префекта, то есть государственного надзора и контроля. Гройсман также отмечал: ключевой приоритет - создание полноценных исполнительных комитетов районных и областных советов. То есть речь не шла о ликвидации районов, должен был произойти естественный процесс создания ОТО в пределах существующих районов и областей. Задача префекта - государственный надзор и контроль, а не раздача бюджетных денег в ручном режиме.

Институт префектов в Конституцию планировал ввести еще Петр Порошенко. 1 июля 2015 года он внес в парламент законопроект о внесении изменений в основной закон относительно децентрализации. В этом документе предлагалось убрать облгосадминистрации и ввести префектов. Они должны были выполнять следующие функции: надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления; координацию деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществление надзора за соблюдением ими Конституции и законов Украины; обеспечение выполнения государственных программ; направление и организацию деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации. Префекту предоставлялось право приостанавливать действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам с одновременным обращением в суд. А президент получал полномочия распускать местные советы, если те будут посягать на целостность Украины. Такое решение должен был подтверждать Конституционный Суд, а парламент - назначать перевыборы распущенного совета. Этот механизм выглядел логичным предохранителем от повторения в других регионах сепаратистских шабашей.

Однако тогдашние оппозиционеры обвинили Порошенко в планах узурпировать власть, получив возможность назначать префектов и распускать местные советы. Хотя префект назначался президентом по представлению Кабинета Министров, этот факт мало кого в то время интересовал - все подняли на знамена слово "узурпация". Также апеллировали к невозможности вносить изменения в Конституцию в условиях военного или чрезвычайного положения и обвиняли Порошенко в попытке зафиксировать "особый статус" Донбасса. В конце концов судьба этого законопроекта оказалась неутешительной: после того, как Рада поддержала постановление о направлении его в Конституционный Суд, а тот оперативно дал положительное заключение, 31 августа 2015 года документ внесли на голосование. И приняли, однако в это время под стенами парламента бушевал митинг против "особого статуса". Те события закончились трагически - начались массовые столкновения, в сторону правоохранители полетела граната. Вследствие этого четверо нацгвардейцев погибли, 141 человек был госпитализирован. Далее к законопроекту о децентрализации уже не возвращались.

Сейчас у "слуг народа" есть монобольшинство, однако есть ли у власти конституционное большинство для внесения изменений в основной закон? Как показывают последние голосования, иногда для прохождения законопроектов приходится обращаться за помощью к внефракционным. Так произошло с "судебной реформой" Зеленского. Если в проекте, который сегодня будет обсуждаться правительством, останутся спорные моменты, о которых речь шла выше, в частности о предоставлении префектам права распоряжаться бюджетными средствами, или же там появится положение о расширении функций президента относительно роспуска местных советов, тогда планы властей в отношении быстрого узаконивания новой административно-территориальной реформы имеют все шансы сорваться. Более того, учитывая заинтересованность региональных элит и их лоббистов-мажоритарщиков в Верховной Раде в негативном сценарии, вполне ожидаемыми являются возмущения людей на местах. Поэтому даже если правительство представит реформу и ее активно будут пиарить "слуги" и лояльные к власти СМИ, это еще не значит, что все пойдет, как по маслу.