Новый план Медведчука начнет воплощать Кравчук
Начнем с простого — это заявление первого президента было подготовлено примерно месяц назад, когда Путин объявил, что он выходит из "нормандского формата". Мы имеем дело с долговременной многоходовой комбинацией. Заметьте, сказанное Кравчуком почему-то странным образом совпало с повторением заявления Путина: он опять сказал, что не вернется к "нормандскому формату", а Кравчук начал говорить о двусторонних переговорах без посредников. На это отреагировал пресс-секретарь хозяина Кремля Дмитрий Песков. Он, мол, сомневается в необходимости подобного диалога. Дескать, Россия не участник конфликта на Донбассе, а "гарант выполнения Минских соглашений".
Собственно, ничего нового Песков не сказал. Москва сначала прозондирует почву — найдет ли отклик среди украинцев тезис о двусторонних переговорах. И здесь надо понимать, что как только мы на это согласимся, то сразу попадаем в ловушку. Вести переговоры с человеком, который не хочет вести переговоры, невозможно. А Путин не хотел и не хочет вести переговоры. Его позиция неизменна — федерализм, особый статус оккупированных территорий и перевыборы.
А теперь давайте попробуем смоделировать ситуацию: Украина говорит Германии, Франции, Польше и т. д.: не влезайте в наши переговоры, мы все сделаем сами. Мы что-то сможем реально изменить? Нет, потому, что Путин не собирается вести переговоры, он ставит ультиматумы. Чего же мы добьемся?
Во-первых, резко ослабим себя на внешнем поле. А во-вторых, Порошенко потеряет свой огромный козырь: до сих пор он является политиком, который балансирует на грани войны и мира. Все, что сейчас происходит на наших границах: развертывание различных группировок, учения, превращение Крыма в милитаризованную зону и пр. — это принуждение Украины к капитуляции. Путин не хочет войны, его экономика рушится. Поэтому он ускоряет процессы. И самым элегантным выходом из нынешней ситуации для него был и остается перевод переговоров в формат "один на один", желательно по инициативе Украины.
Пока инициатива озвучена ни на что не влияющим Кравчуком, Россия будет ломать комедию в стиле "а мы тут ни при чем". Но когда у сказанного Леонидом Макаровичем появятся сторонники, все увидят иную реакцию.
Проще говоря, план следующий. В стране начинается модерированная дискуссия: Европа нас предала или предаст после прогнозированной смены политических декораций в ряде стран Евросоюза, потому надо послушать мудрого первого президента Украины. Параллельно нагнетается антивоенная истерия (торт, брошенный в замминистра финансов с возгласами "деньги на образование, а не на войну" — это предисловие к осени). В парламенте все кричат о предательстве и развале, на улицах попытаются организовать тарифный майдан.
Под это подгонят формирующие соцопросы (они уже появляются), суть которых будет сведена к общему знаменателю: войну надо прекратить любой ценой. И если украинская власть этого не сделает, ее рейтинги будут и дальше снижаться.
Как результат, Путин может предложить устами Кравчука, Савченко или кого-либо другого новый вариант "мирного договора" и уже не будет против двусторонних переговоров. В качестве "голубя", конечно же. В этих переговорах мы проигрываем. А ЕС облегченно вздохнет, пока Москва не начнет экспансию в Прибалтику. Поэтому, прежде чем поддерживать Кравчука, давайте помнить о троянском коне. И о том, что в любых планах, где Украине предлагают пойти на уступки, кроется попытка вывести Россию из-под действия санкций. Руками самих же украинцев.