Новый министр — новые скандалы в Минобороны. Почему Умерову не дают сформировать свою команду
Рустем Умеров и Офис президента не смогли прийти к согласию по четырем кандидатурам в МО: первого заместителя вместо генерала Павлюка и трех "простых" заместителей министра
Назначение нового министра обороны должно было решить три проблемы: повысить эффективность работы министерства; сократить возможности для коррупции при госзакупках; уменьшить скандалы вокруг Минобороны. Все это нужно не только украинцам, но и правительствам стран-союзников, которые регулярно выделяют нам военную помощь.
Однако на данный момент вместо решения трех проблем мы получили их нарастание. И это уже стало вызовом не только для власти, но и для всей страны. Ибо недееспособное, коррупционное и скандальное Минобороны во время полномасштабной войны с Россией — это удар в спину ВСУ. И, конечно, подарок врагу.
Скандальные результаты
Начнем с конца, то есть со скандалов, которые стали результатом недееспособности министерства. "В сети начали появляться видеообращения военных о том, что заканчиваются боекомплекты разных калибров. Также поставщики еды отказываются обеспечивать ВСУ из-за отсутствия оплат. Но именно МО должно обеспечивать снарядами и пищей ВСУ", — рассказывает нардеп прошлого созыва Борислав Береза. По его словам, "Минобороны получило письмо, в котором поставщик сообщает, что приостановил поставки пищи в воинские части в пяти областях из-за отсутствия оплаты".
Почему это происходит, пояснила заместитель главы тендерного комитета Минобороны Дана Яровая: "Не производятся платежи. Конец квартала. Огромные суммы не оплачены поставщикам, а они должны зарегистрировать налоговые накладные или уплатить НДС в бюджет. Когда они это сделают, они пойдут с исками в суд на МО".
Кроме того, заблокировано подписание новых договоров с поставщиками. "То, что мы сейчас выводим на Прозорро и торгуем, не имеет никакого значения. Потому что подписывать договоры некому. Доверенности на начальников департаментов истекают в конце месяца. И все мы превращаемся в тыкву. То есть мало проторговать, но договоры еще нужно подписать и зарегистрировать в казначействе, — подчеркнула Яровая. — Заявки от тыла приходят каждый день. Мы работаем каждый день. Но наш труд это сейчас ноль, потому что подписать договоры будет все равно некому. К чему это приведет? Подумайте сами".
И уже появились оценки, что при предыдущем министре обороны Алексее Резникове было лучше. "Давайте запомним этот пример, когда "борьба с коррупцией" в Минобороны во время войны наделала больше вреда, чем сама (гипотетически возможная) коррупция", — предлагает управляющий партнер Ukraine Economic Outlook Михаил Кухар.
Потерянные два месяца
А теперь перейдем к причине, почему эти скандалы стали возможны. Причина не в том, что сменили Резникова. Причина в другом: Владимир Зеленский, правительство во главе с Денисом Шмыгалем и новый министр Рустем Умеров "не умеют смотреть на календарь". Или, если обойтись без эвфемизмов, они профукали все дедлайны.
Один из факторов, который мешал снять Резникова еще в начале года (после скандалов вокруг яиц по 17 грн и закупок бронежилетов низкого качества), назывался Рамштайн. Заседания Контактной группы по вопросам обороны Украины проходили ежемесячно (на американской авиабазе Рамштайн в Германии, или в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, или онлайн). Исключениями были август (традиционный месяц отпусков) и декабрь (перед долгими праздниками). Поэтому как раз август-2023 был самым удобным месяцем для замены министра обороны. Между двумя Рамштайнами (18 июля и 19 сентября) было целых два месяца — достаточный срок, чтобы успеть найти нового министра, и чтобы тот успел не только подготовиться к очередному Рамштайну, но и сформировать свою команду, и чтобы его команда успела заменить старую.
Но на Банковой подбирали нового министра чересчур долго. Только 31 августа Зеленский остановился на кандидатуре Умерова и только 5 сентября внес в Верховную Раду представление о его назначении. В тот же день парламент уволил Резникова по собственному желанию, а на следующий день назначил на должность министра обороны Умерова. После этого оставалось уволить команду старого министра и утвердить новую.
7 сентября Зеленский представил Умерова на его новом месте работы и потребовал от него мгновенных изменений. "Если для блага и крепости воина необходимы изменения в деятельности сил обороны, значит, такие изменения должны быть мгновенными. Это касается всего, от бюрократических процедур, отнимающих время и энергию воинов, до обеспечения наших воинов, — заявил он. — Каждая бюрократическая процедура, которая может быть отменена, должна быть отменена".
Но чтобы требовать от министра мгновенных изменений, наверное, нужно было дать ему карт-бланш на мгновенное назначение его команды. По идее, в тот же день должен был собраться Кабмин, уволить всех заместителей министра обороны и назначить вместо них людей, предложенных Умеровым. Если этому мешали какие-то бюрократические процедуры типа согласований на Банковой, то нужно было мгновенно от них отказаться.
Конечно, карт-бланш — это всегда символ доверия. Нет доверия — нет и карт-бланша. Зеленский в том же выступлении не заявил о своем доверии Умерову, а лишь поставил перед министром задачу заслужить это. "Главное, нужно больше доверия. Доверия к принимаемым решениям, доверия к проводимым закупкам, доверия к поставке, которая запланирована и осуществляется, и доверия к коммуникации между подразделениями и необходимыми им звеньями системы обороны Украины. Уверен, что Рустем Умеров способен обеспечить это", — предположил он.
Если Зеленский боялся дать Умерову карт-бланш, тогда, в принципе, был возможен другой вариант: нужно было вместе с Умеровым составить список его новой команды и лишь после этого вносить его кандидатуру в Раду. Но в любом случае необходимо было обеспечить мгновенную перезагрузку всего руководящего состава Минобороны. Ведь это ведомство отвечает за обеспечение ВСУ всем необходимым, и даже несколько дней перерыва в его работе — это уже опасность для ВСУ и риск для ситуации на фронте.
Однако власть не захотела ни первого, ни второго варианта, а избрала третий: не торопясь уволить команду Резникова и затем постепенно заполнять вакансии, дискутируя с Умеровым по каждой кандидатуре или даже навязывая ему свои.
18 сентября Кабмин уволил госсекретаря Минобороны и всех шестерых "простых" заместителей министра, оставив первого заместителя — генерал-лейтенант Александра Павлюка. Произошло это накануне Рамштайна, в котором принял участие Умеров, и перед визитом Зеленского в США, где в составе украинской делегации был, опять же, Умеров.
По версии нардепа Алексея Гончаренко, Умеров не хотел увольнять всех "простых" замов. "Но в Офисе президента решили, что нужно снимать всех. Условно: новый министр — новая команда. Некоторые удивляются, что увольняют всех замов тогда, когда сам министр уехал на Рамштайн и дальше должен улететь с Зеленским в США. Почему нельзя было уволить замов уже через неделю, когда вернется Умеров? Ответ прост: увольнение заместителей и обновление Минобороны производится специально под визит Зеленского в США. Условно: была коррупция. Боремся. Увольняем. Меняем".
В то же время Умеров хотел уволить генерала Павлюка с должности первого заместителя, но его не уволили, ибо кто-то должен был остаться "на хозяйстве", пока министр пребывает за рубежом. "Как вернется министр, уволят и господина генерала", — прогнозировал Гончаренко. Но этого до сих пор не случилось.
22 сентября Кабмин назначил госсекретарем МО Людмилу Дараган. Она занимала такую же должность в Фонде госимущества, когда им управлял Умеров. Затем 27 сентября Кабмин назначил трех заместителей министра обороны. Финансовыми вопросами будет заведовать Юрий Джигир, вопросами социального развития — Наталия Калмыкова, цифровым развитием — Катерина Черногоренко. Но три вакансии остаются незаполненными до сих пор — заместителей министра по тыловому обеспечению, вооружениям и международной помощи. По сути, работа Минобороны по этим трем направлениям заблокирована.
Но даже если прямо сейчас назначить этих трех заместителей, они не смогут мгновенно разрулить проблемы. "Можно назначать прекрасных людей на должности, однако МО очень специфическое министерство. Надо постоянно находиться в коммуникации с Генеральным штабом, знать, кому позвонить, с кем верифицировать и актуализировать полученные запросы. И пока человек начнет понимать процессы, пройдет какое-то время, — поясняет Дана Яровая. — Новые профильные замы захотят заменить людей в департаментах. Окей. Это снова время. Но опять же, а подпишет ли новое лицо то, в чем не разбирается? Думаю, нет".
То есть, оглядываясь назад, мы видим бездарно профуканные два месяца. И как результат — недееспособное министерство в критическое время — конец месяца и квартала.
Худшее впереди
Но список плохих результатов может еще пополниться. Мы видим, что Умеров и Банковая не смогли прийти к согласию по четырем кандидатурам: первого заместителя вместо генерала Павлюка и трех "простых" заместителей министра. Не будем фокусироваться на фамилиях, все-таки важнее сам принцип: дадут ли Умерову сформировать свою команду.
Если быть реалистами, то ответ отрицательный: не дадут. А значит, и проблема неэффективности останется. И проблема коррупции тоже. И скандалы.