Новые вертолеты. Обещанного ВСУ 33 года ждать
На днях "Укроборонпром" передал армейской авиации Украины партию вертолетов из трех боевых Ми-24ПУ1 и одного транспортного Ми-8Т. И если Ми-8 этой модификации не представляет особого интереса (особенно после того как в войска пошли Ми-8МСБ), то боевые вертолеты довольны интересны.
Дело в том, что боевой вертолет Ми-24ПУ1 это полностью украинская версия советского вертолета, принятая на вооружение в 2012 году. Из нового там установлен запорожский двигатель, по большей части отечественная авионика. Естественно, что для модернизации всего парка Ми-24-х, а их в летном состоянии около 50 штук, понадобится как минимум 33 года (если считать темп три вертолета в два года). К тому времени любой ресурс вертолета будет исчерпан.
И так практически по любому направлению работы украинского военпрома. Чего только стоит эпопея с тайскими "Оплотами" или налаживанием производства бронеавтомобилей "Дозор".
Естественно, что такому ужасающему положению вещей есть целый ряд объективных и субъективных причин. Прежде всего, конечно это отсутствие серьезных инвестиций все эти годы, серьезная ломка из-за разрыва производственных связей с Россией в 2014 году.
Известно, что за время независимости не было построено ни одного нового завода или научно-исследовательского института. Специфика военпрома Украины состоит в том, что только по небольшому количеству военной продукции он обладает замкнутым циклом производства.
Главным образом украинские предприятия все последние два десятилетия выступали только в качестве поставщиков весьма обширной номенклатуры важнейших комплектующих изделий и элементов оборудования для российского оборонпрома. Например, украинские предприятия производили до 2014 года радиолокационное и оптико-электронное оборудование для российских истребителей типа МиГ и Су, двигатели для вертолетов типа Миль и многое другое.
В то же время благодаря экспортным заказам удалось сохранить лидирующие позиции в отдельных направлениях - прежде всего, это производство военно-транспортных самолетов, а ракетные технологии, производство управляемых противотанковых и авиационных ракет.
Однако что касается "Антонова", то авиконцерн сейчас переживает тяжелейший момент в своей истории - перехода от российских комплектующих к зарубежным. Именно поэтому в 2015 году удалось собрать что называется "на старых запасах" только два самолета: Ан-148 и Ан-158. По заявлению представителя предприятия Андрея Хаустова, в этом году ни одного самолета собрано не будет. В принципе такое положение вещей объяснимо - "антоновцы" никогда не собирали самолеты, в советское время они только разрабатывали проект и подготавливали документацию - производство было сосредоточено в основном в Воронеже и Ташкенте. Поэтому сейчас серийное производство начинать приходиться практически "с нуля".
Хотя перспективы есть - взять хотя бы достройку второй "Мрии" для китайского заказчика, а также возможность открытия "под ключ" авиастроительного комплекса для производства Ан-132D в Саудовской Аравии. К сожалению, з заказами для Воздушных Сил Украины пока не густо - в прессе время от времени только муссируются слухи о заказе трех Ан-148 в противокорабельном варианте для морской авиации.
Немного более оптимистично в плане ракетных технологий. Кроме широко разрекламированных комплексов "Ольха" (на базе ракеты РСЗО "Смерч") и "Гром-2" (который создается на деньги иностранного заказчика) чисто практически у Украины есть возможности производства всего спектра зенитно-ракетных комплексов: "Днепр" (для замены С-300), ЗР-27 ("Бук") и Т-382 "Стилет" ("Оса"). Причем, что интересно изначально все комплексы проектируются в двух вариантах (сухопутного и морского базирования) и с возможностью нанесения ударов по наземным целям. Причем совместный беларуско - азербайджанский проект "Стилет" уже запущен в мелкосерийное производство для нужд вооруженных сил Азербайджана, то есть для его массового производства необходимо только время и деньги.
Так получилось, что после распада СССР мы смогли не только сберечь, но и приумножить разработки по активно-полуактивно-пассивным системам радионаведения всех ракетных комплексов различного базирования (до сих по завод "Радар" - один из самых секретных в Украине).
На "Лорте" кроме различных систем связи, автоматизированных систем управления производятся системы радиоуправления ракет, локационных головок самонаведения и координаторов, вычислительных компьютеров комплексов С-300.
А есть еще целостный комплекс "Артем-Луч-Визар" с возможностью производства ПТУР и ракет авиационного базирования. Тут сохранилось производство ракет Р-27 (партия которых недавно заказана Польшей), возможно производство вариаций с теплонаводящимися головками самонаведения на ракетах "Грань" - фактически аналог израильских ракет "Спайдер".
Не стоит забывать и комплекс НИИ "Квант" и заводы связки "Квант-Буревесник". Тут благодаря китайским заказам удалось сохранить производство корабельных РЛС, корабельных БИУС, систем ПВО. Китайские ЗРК HQ-9 и HHQ-9 корабельного базирования на многочисленных китайских фрегатах - все это фактически наши ЗРК.
Производство легкого стрелкового оружия на данный момент тоже находится не в лучшем состоянии - все, что смог освоить винницкий "Форт" так это сборка небольших партий израильских автоматов "Тавор" да производство "обвесов" для АКМ. Тут ситуация вполне себе ожидаемая - автоматов Калашникова на складах хватит еще на три войны, а вот производство патронов весьма актуальный вопрос.
Весьма непросто обстоят дела в бронетанковой сфере и автомобильной промышленности. Несмотря на наличие такого гиганта как КРАЗ полностью обеспечить потребности украинской армии в грузовиках средней и малой грузоподъемности.
Судостроение все время независимости находится в перманентом кризисе. Унаследовав от СССР 30% судостроительных активов, из которых 65% были "заточены" на оборонку, отечественное судостроение оказалось абсолютно неприспособленным к полноценному конкурентному рынку. В итоге к весне 2014 года мощности судостроительных заводов пришли в упадок, предприятия еле сводили концы с концами.
И сейчас прорыва не получилось - по всей видимости, развитие флота в ближайшее время пойдет по пути создания "москитного флота" из бронекатеров различного назначения - ударных, штурмовых, десантных. И без инвестиций и государственной поддержки говорить даже о производстве корветов на сегодня не приходится.
Проблема возрождения украинского военпрома при условии принятия правительством целого ряда экономических мер может способствовать решению целого массива накопившихся социальных проблем. Так, за счет возрождения "оборонки" может быть успешно решена огромная проблема военных пенсионеров.
Кроме того, в ВПК существует достаточно большое количество так называемых "технологий двойного назначения", пригодных для использования в "гражданских" отраслях экономики. Применение таких технологий способно дать новый импульс развитию экономики страны в целом.
Однако основной импульс развития военпрома все таки стоит искать в развитии экспортного потенциала. Чему может способствовать такой фактор, как рост в долговременной перспективе уровня военных ассигнований большинства стран мира и как следствие - объемов международного рынка вооружений.