Новое лицо антикоррупции. Когда Запад оставит Лещенко и Шабунина без грантов
На фоне того, как общество критикует Верховную Раду, потакающую отдающим авторитаризмом инициативам нового президента, все организации общественников, называвших себя антикоррупционерами, как и отдельные представители этого цеха хранят молчание.
При этом некоторые из самых раскрученных активистов-антикоррупционеров, например, глава ЦПК Виталий Шабунин даже выразили сдержанный оптимизм, увидев позитивы в снятии неприкосновенности с народных депутатов и желании Зеленского прописать в Конституции свое право назначать руководителей ГБР и НАБУ и не видя тут никаких рисков. Можно только представить себе, какой бы поднялся крик всего несколько месяцев назад, если бы с инициативой хоть как-то переписать процедуру назначения глав силовых и антикоррупционных структур выступил Петр Порошенко, но сейчас борцы с коррупцией предпочитают не видеть коррупционных рисков там, где они, казалось бы, очевидны.
А вопросов к новой власти на самом деле накопилось уже немало. Здесь и кумовство в назначениях, например, главы СБУ Ивана Баканова или практически всего руководящего состава "95 квартала" в Офис президента, или людей с определенным конфликтом интересов. Сюда можно отнести, например, министра обороны Андрея Загороднюка, которого связывают с Игорем Коломойским, или его коллегу Зоряну Скалецкую, которую упоминают в связи с главой парламентского комитета здравоохранения Михаилом Радуцким. Не радуют своей бесстрастностью и правосудием при новой власти и суды, которые за несколько месяцев успели принять несколько решений, явно выгодных все тому же Коломойскому. Здесь речь идет, в частности, о лишении НАБУ права через суд отменять коррупционные сделки, а также о признании национализации "Привата" незаконной.
Дрейф антикоррупционеров в сторону команды Зеленского начался буквально с первых ее дней. В частности, первые шаги на посту президента Владимира Зеленского, среди которых был роспуск Рады, вызвали негативную реакцию части украинской политической среды. Тогда общественники-активисты реанимационного пакета реформ (РПР), обнародовали заявление, в котором призвали Владимира Зеленского "действовать исключительно в рамках своих конституционных полномочий и отказаться от досрочного прекращения полномочий Верховной Рады". А к нардепам РПР обратились с требованием "поставить вопрос конституционности указа президента о досрочном прекращении полномочий ВРУ перед Конституционным судом в случае его издания". Впрочем, дальше подписания коллективных обращений и заявлений возмущение общественных активистов так и не пошло.
С тех пор уже прошли выборы Рады, назначение Кабмина и много других важных политических событий, а более десятка активистов от РПР, Transparency International и ЦПК стали нардепами от разных фракций. Условная "коалиция поддержки НАБУ", в которую входили бывшие еврооптимисты Сергенй Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук и Виталий Шабунин с Центром противодействия коррупции, похоже, четко уловила состояние общества, которое не хочет видеть никаких проблем.
Кроме того, сильно повлияло на позицию защитников НАБУ и то, что его глава Артем Сытник явно пошел по пути "конструктивного сотрудничества" с президентом, как, впрочем, и его коллеги Назар Холодницкий и Роман Труба. По сути, эти госструктуры вместе со своими симпатиками сейчас усиленно занимаются расследованием деятельности предыдущей власти, особое внимание сконцентрировав на президенте Петре Порошенко и бывшем замсекректаря СНБО Олеге Гладковском.
Другими словами, получатели международной финансовой помощи решили не плыть против народного "течения" или, по крайней мере подождать, пока разразится скандал с кем-то из "любих друзів" Зеленского, оставшись вполне довольными его обещанием отменить е-декларации для активистов. Такое поведение создает для антикоррупционеров определенные проблемы, ведь деньги ЕС и США выделяют не как благотворительность, а на вполне конкретные цели, а именно на продвижение антикоррупционной "повестки дня".
Транслируя тезис о том, что "президенту нужно время, чтобы разобраться с коррупционерами", нынешние активисты вполне могут столкнуться с неожиданной конкуренцией за западные гранты. Дело в том, что на Западе прекрасно понимают: даже с избранием всенародно любимого президента Зеленского коррупция никуда не денется, будут и те, кто займется ее изобличением и приданием огласки соответствующих схем, а таким людям нужно помогать.
Новые антикоррупционеры спокойно могут обвинить Шабунина и других в "слиянии с пораженной коррупцией властью". Одна из руководителей ЦПК Анастасия Красносельская, напомним, стала народным депутатом от пропрезидентской партии "Слуга народа", что можно расценить как конфликт интересов. А это уже достаточное основание для западных структур не финансировать больше ЦПК.
Так что, вполне возможно, что в ближайшее время украинцы будут созерцать появление нового поколения борцов с коррупцией, которые, пользуясь нынешним слиянием антикоррупционеров с властью, успеют перехватить популярность и западные гранты. Ждать осталось недолго.