БЭБ отберут у Банковой? Действительно ли в Украине прекратят кошмарить бизнес
К концу июня должен быть принят новый закон о БЭБ, после чего этот орган ждет полная перезагрузка. И в результате Банковая лишится своего любимого инструмента ручного управления экономикой
На сайте МВФ наконец обнародован меморандум об экономической и финансовой политике, который Украина направила 11 марта вместе с письмом о намерениях, подписанном президентом Владимиром Зеленским, премьером Денисом Шмыгалем, министром финансов Сергеем Марченко и главой НБУ Андреем Пышным. На сайте нашего Минфина эти документы до сих пор не появились.
В меморандуме 70 пунктов обещаний. Однако с точки зрения интересов украинских предпринимателей самый важный пункт — №27, озаглавленный "Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ)".
С чистого листа
Напомним, что 29 января Кабмин уже внес в парламент законопроект об усовершенствовании работы БЭБ под №10439. В пояснительной записке министр юстиции Денис Малюська заявил, что этот проект "разработан в рамках реализации фискальных структурных реформ, предусмотренных меморандумом об экономической и финансовой политике от 24 февраля 2023 года и от 19 июня 2023 года", а также "соответствует международно-правовым обязательствам Украины в сфере европейской интеграции, в частности, Соглашению об ассоциации".
Общественное движение предпринимателей "Манифест 42" заявило, что правительственный проект №10439 о реформе БЭБ подан в Верховную Раду без финального согласования и учета замечаний, отправленных от бизнес-ассоциаций. "Манифест 42" назвал такие действия "прямым и грубым нарушением принципов диалога государства и бизнеса, о которых было договорено".
Вскоре появились альтернативные депутатские проекты. Один из них, №10439-2, учел пожелания бизнеса. Европейская Бизнес Ассоциация призвала Верховную Раду поддержать проект №10439-2, "который действительно сможет реально провести реформирование БЭБ, обеспечив создание прозрачного и независимого органа, целью которого будет поиск и наказание реальных экономических правонарушителей, а не подконтрольность и давление сугубо на прозрачный бизнес".
21 февраля стало известно, что послы G7 предостерегли от утверждения реформы БЭБ, которая не соответствует требованиям европейской интеграции и программы МВФ. Свое письмо послы адресовали, в частности, председателю Рады Руслану Стефанчуку, премьеру Денису Шмыгалю и руководителю Офиса президента Андрею Ермаку.
Однако Банковая добилась, чтобы 23 февраля на голосование в Раде был вынесен правительственный проект №10439. К счастью для украинского бизнеса, этот проект в первом чтении набрал только 222 голоса (при минимально необходимых 226) и был отправлен на повторное первое чтение с сокращенным сроком подготовки.
Банковая рассчитывала все-таки протащить этот проект через Раду. 5 марта его должен был рекомендовать к повторному первому чтению профильный парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Но, по словам первого заместителя главы комитета Ярослава Железняка, Кабмин внезапно передумал, потому что Банковой "прилетело" предупреждение от западных партнеров.
"Вчера поставили на рассмотрение комитета снова закон о БЭБ, повторное первое, — рассказал Железняк 5 марта. — Хотели снова вынести редакцию, несогласованную с партнерами и бизнесом. Но на этот раз прилетело быстрее обычного, поэтому утром уже правительство вежливо попросило отложить рассмотрение для дальнейших консультаций. И о чудо, уже никто никуда с БЭБ не спешит".
Вместо поспешного повторения попытки провести проект №10439 через парламент Банковая была вынуждена записать в новый меморандум, отправленный в МВФ 11 марта, ключевые положения альтернативного законопроекта.
Что Украина пообещала МВФ
В меморандуме не просто повторены обещания из предыдущих меморандумов. Теперь этот пункт сформулирован более подробно.
"Мы примем новый закон о БЭБ", — обещают авторы меморандума. По их словам, БЭБ будет иметь четкий мандат и объем следственных полномочий в соответствии с передовой практикой, сосредоточив внимание на крупных экономических преступлениях и укрепляя свой аналитический потенциал, обеспечивая при этом способность ГНС и ГТС эффективно устранять нарушения в налоговой и таможенной сфере. И далее добавлено уточнение, которого раньше не было: "Деятельность БЭБ будет направляться и координироваться Кабмином, при этом отмечая ориентацию БЭБ на крупные экономические преступления".
В меморандуме перечислены пять положений, которые обязательно должны войти в новый закон о БЭБ:
- открытый, прозрачный и конкурентный процесс отбора руководства и персонала;
- ужесточение требований к конкурсной комиссии по отбору директора БЭБ, включая решающий голос независимых экспертов с международным опытом;
- создание дисциплинарного комитета;
- внедрение контрактной системы для сотрудников;
- механизм аттестации, основанный на принципах, записанных в законе, и процедурах, утвержденных Кабмином; аттестация менеджеров будет приоритетной и будет завершена в течение разумного периода после назначения нового директора БЭБ.
Принятие этого закона — структурный маяк на конец июня 2024 г. Это означает, что без выполнения данного обязательства новых траншей от МВФ не будет (последний транш в размере $880 млн был утвержден 21 марта). Добавим, что и евроинтеграция без этого может затормозиться.
Дело тут не только в политике, но и в экономике. Западный бизнес, в том числе американский и европейский, который уже пришел или планирует прийти в Украину, хочет видеть тут привычные и понятные ему правила игры. Ручной орган Банковой в эти правила не вписывается. Поэтому западные партнеры будут всеми способами добиваться такой реформы БЭБ, какая им нужна.
Инструмент двойного назначения
Почему Банковая долго и отчаянно сопротивлялась? Неужто ей так сильно хочется кошмарить бизнес? Разгадка в том, что контроль над БЭБ — это инструмент двойного назначения.
С одной стороны — это инструмент воспитания или, точнее, выработки у бизнеса условных рефлексов, что нужно делать и чего нельзя. Нужно — делиться с теми, с кем сказано, и финансировать то, о чем сказано, и притом помалкивать. Нельзя — высказывать недовольство властью и проявлять политические симпатии, несанкционированные Банковой.
Но с другой стороны — это инструмент защиты лояльного бизнеса. Проще говоря, крыша для своих. Если ты свой — к тебе БЭБ не придет.
То есть контроль над БЭБ — это лучше, чем коррупция. Коррупционеров могут поймать за руку НАБУ и САП (если захотят), когда две стороны (например, поставщик и чиновник министерства) договариваются о том, как обмануть государство. Но нельзя поймать за руку того, кто просто пользуется вседозволенностью и безнаказанностью, потому что он свой.
Напомним, что такое БЭБ. Этот орган был создан в 2021 году вместо налоговой полиции и управления "К" СБУ. Закон о БЭБ отменил такие функции СБУ, как защита экономического потенциала Украины, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики. При этом закон о БЭБ вычеркнул из списка функциональных подразделений центрального управления СБУ главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступной деятельностью — то самое управление "К", начальник которого по должности был первым заместителем главы СБУ. Последний, кто занимал эту должность, это нынешний глава СБУ Василий Малюк. Он был уволен указом Зеленского в июле 2021 года (на его место никто не был назначен, а само управление "К" было расформировано) и вернулся в спецслужбу (на должность заместителя главы СБУ) лишь после полномасштабного российского вторжения.
БЭБ изначально создавался под контролем Банковой. После формального конкурса (конкурсную комиссию возглавлял советник Ермака Тимофей Милованов) директором БЭБ был назначен Вадим Мельник, который до того возглавлял Государственную фискальную службу. В апреле 2023 года он был уволен, затем четыре месяца и.о. проработал Эдуард Федоров и тоже был уволен, а на его место пришел новый и.о. — Андрей Пащук.
Сейчас БЭБ еще не полностью укомплектован и работает вполсилы. Но после избрания нового директора этот орган мог бы стать еще более сильным кошмаром (для многих бизнесменов) и еще более надежной крышей (для некоторых). Этого можно было бы ожидать, если бы законопроект №10439 был принят и если бы западные партнеры с этим смирились.
Этот вариант был близок к реализации — но все же, как видим, в конечном итоге остался нереализованным. Впрочем, впереди еще возможны разные повороты сюжета.
Прежде всего, нужно дождаться, когда появится новый вариант законопроекта: действительно ли он будет устраивать западных партнеров и украинский бизнес. Затем — пройдет ли он благополучно первое и второе чтения, и не испортят ли его какие-нибудь странные правки. Затем — формирование конкурсной комиссии, сам конкурс (который может быть непредсказуемым, как это мы видели на конкурсах в НАБУ и САП) и по его итогам — назначение директора. И наконец — дадут ли новому директору нормально работать, если он окажется чересчур независимым от Банковой.
Речь идет не просто о новом директоре, а о перезапуске всего органа. Весь персонал БЭБ будет подвергнут переаттестации. Западным партнерам нужно, чтобы в результате получился орган, совершенно независимый от Офиса президента и Кабмина и нацеленный исключительно на раскрытие особо крупных и тяжких экономических преступлений, содеянных организованными группами. Если это получится, то влияние Банковой на бизнес должно ослабнуть. В таком случае можно ждать от бизнеса меньшей лояльности и большей склонности к политической самостоятельности.
Поэтому борьба за БЭБ будет серьезной. И мы сейчас лишь в начале этой истории.