Смерть старой бюрократии. Спасут ли военные Украину и после войны

Большинство украинцев, наверное, поддержит идею, чтобы в стране не было чиновников-мужчин, не служивших в ВСУ во время войны

Getty Images

"Необходим закон о невозможности пребывания на государственной службе без военного опыта, например, с 2027 года". — заявил в интервью "Укринформу" бывший секретарь СНБО Владимир Горбулин. По его мнению, к тому времени, то есть к 2027 году, чиновники должны постепенно пройти через фронт. Их замена, как и замена способной к фронту молодежи на предприятиях, должна происходить за счет ветеранов и женщин. "Все это должно быть закреплено решениями Ставки Верховного Главнокомандующего — это восстановит мотивацию общества и объединит его в сложный момент, который сейчас переживает Украина".

Горбулин был секретарем СНБО в 1996-1999 годах, директором Национального института стратегических исследований в 2014-2018 годах. Сейчас он первый вице-президент Национальной академии наук Украины и глава наблюдательного совета Национальной академии Службы безопасности Украины. Владимира Павловича точно нельзя обвинить в некомпетентности. Или в желании создать себе политический имидж. Он говорит то и тогда, что и когда считает нужным сказать. Сейчас, по его экспертному мнению, крайне важно объединить общество и восстановить его мотивацию. А для этого, уверен Горбулин, необходимо законодательно закрепить, чтобы все чиновники в течение ближайших двух лет прошли через фронт.

Прислушаются ли к этому совету власть и общество? Это, конечно, зависит от того, сколько еще продлится война.

Если война скоро закончится

Предположим, сработали какие-то тайные пружины, и через несколько месяцев боевые действия прекратились, военное положение отменено. Тогда, конечно, идея Горбулина не может быть реализована в том виде, в каком ее озвучил сам Владимир Павлович.

Ее можно будет осуществить в более радикальном виде: чиновники, которые не провоевали хотя бы год, будут уволены, на их место будут наняты по конкурсу ветераны войны с Россией. В первую очередь это коснется должностей государственной службы категорий "А" и "Б" и служащих местного самоуправления категории I.

Примет ли Верховная Рада столь радикальный закон? Если его не примет нынешний парламент, значит, примет новый, который будет избран после отмены военного положения. В новой Верховной Раде наверняка будет высокий процент депутатов, прошедших через войну. Они будут в разных фракциях и по всяким другим вопросам могут придерживаться разных мнений, но в этом вопросе они будут, скорее всего, единодушны. А остальные депутаты, глядя на общественное мнение, не посмеют им возразить.

Для принятия радикального закона будут три мотива. Первый мотив — это справедливость. Горбулин, обосновывая свою идею, так и сказал: "Главный принцип — справедливость".

Действительно, было бы справедливо, чтобы после войны значительную долю власти получили люди, которые за Украину воевали. Они это заслужили.

За выборные должности — президента, мэров городов, депутатов Верховной Рады и местных советов — ветераны войны с Россией смогут побороться на выборах. Но останется огромная масса чиновников, которые не воевали. Чтобы подвинуть их с насиженных мест, необходим закон.

И тут интересы общества в целом и ветеранов совпадут. Потому что общество тоже захочет заменить старых чиновников. У него будет свой мотив — желание уменьшить коррупцию и воровство в органах исполнительной власти.

Тут можно возразить: "Но ведь это уже было много раз, и каждый раз новые чиновники оказывались не лучше старых, такими же коррупционерами". Но в том-то и дело, что теперь у общества появится обоснованная надежда, что новые чиновники будут порядочнее — особенно те, кто сам, добровольно пошел в армию еще в 2014-2015 годах или сразу после 24.02.2022.

Назваться "новым лицом" может любой прохиндей. Это мы уже проходили. Но если человек реально провоевал, как минимум, год, и если его боевые побратимы подтверждают, что на него можно положиться, тогда легче поверить, что на должности чиновника он сам не будет воровать и не даст воровать другим. Конечно, это не гарантия и не панацея от коррупции, но это шанс сломать имеющиеся коррупционные схемы и радикально снизить уровень расхищения бюджетных средств.

Главный мотив

Третий мотив — желание получить более компетентных чиновников. Этот мотив совпадает у ветеранов и общества.

По большому счету, все нынешние чиновники некомпетентны (за исключением тех немногих, кто воевал или поднимал оборонную промышленность). Как они могут быть компетентными, если все свои умения и навыки они обрели в уютных кабинетах? Они не понимают и не чувствуют, что нужно стране, которая в любой момент может подвергнуться новому нападению (напомним, мы обсуждаем гипотетический случай, когда война уже окончилась).

После войны нам нужно будет готовиться к новой войне. Нынешние чиновники в силу своей некомпетентности не верили, что "хочешь мира — готовься к войне", они думали, что это просто бородатая шутка. Новые чиновники, которые прошли войну, будут воспринимать эту формулу серьезно. А для Украины готовиться к новой войне — это значит укреплять свою армию и развивать оборонную промышленность.

Это нужно нам и это нужно нашим западным друзьям. Без этого все гарантии безопасности будут просто обещаниями. Реальный интерес защищать нас появится у Запада только тогда, когда мы станем частью его системы безопасности. И единственный реалистичный способ добиться этого — интегрировать нашу оборонную промышленность в западную.

Причем Запад говорит нам об этом прямым текстом. Приведем две цитаты. Спецпредставитель Джо Байдена Пенни Прицкер 31 июля, презентуя в Вашингтоне свой "план Маршалла" для Украины, предложила: "представьте себе Украину как производителя мирового арсенала демократии, поставляющего самые сложные совместимые с НАТО системы обороны и боеприпасы в Европу, США, Японию, Южную Корею и другие страны".

Госсекретарь США Энтони Блинкен 11 сентября в Киеве подтвердил, что Украина должна стать мощным производителем вооружений для нужд НАТО: "За последний год оборонная промышленная база Украины выросла в шесть раз. В ближайшие годы это даст Украине одну из самых передовых оборонных отраслей в мире, и она сможет вывести ее на мировой рынок и отобрать долю на мировом рынке у других стран, таких как Россия, а также снабжать союзников по НАТО".

И мы можем сравнить эти анонсы Прицкер и Блинкена с тем, что говорит Горбулин: "Приход западных бизнесов в Украину позволит не только полностью перейти на современную технику западного и украинско-западного производства, но и стать уже предпосылкой гарантий безопасности еще до получения Украиной полного членства в НАТО. Речь идет о том, что свои бизнесы, развернутые в Украине, Запад будет пытаться защитить. Тогда уже можно серьезно говорить о военных базах НАТО или отдельных стран блока в Украине".

Он добавил, что "военно-техническое сотрудничество является одновременно путем Украины к долговременной безопасности и росту экономики, в значительной степени за счет новейших оборонных технологий. К тому же, параллельно это возможность сдвинуть РФ с ряда региональных рынков оружия, что, безусловно, станет частью долговременного технологического сдерживания".

Это наш реальный шанс стать полноценной частью Запада. Не задворками, не сырьевым придатком, а полноценной частью, жизненно важной для его дальнейшего существования. И если общество захочет этот единственный шанс не профукать, оно, вероятно, постарается опереться на тех, кто воевал.

Если война продлится долго

Если же война продлится до 2027 года или дольше, тогда рецепт Горбулина нужно воспринимать буквально. И тогда нужно забыть о выборах и принимать закон, о котором он говорит, уже нынешней Верховной Радой.

То есть с 2027 года не должно быть чиновников, не прошедших войну. Если не был на фронте — значит, недостаточно любишь Родину, чтобы ею управлять.

Эта идея целесообразна даже и с военной точки зрения. Фактически речь идет о том, чтобы лишить всех чиновников-мужчин брони и отправить их на фронт. Это будет существенное пополнение для ВСУ. Наверное, тут будет важен и личный пример со стороны мужской части Офиса президента, Кабинета министров, руководства министерств и ведомств, областных администраций и т.д. Это воодушевит и сплотит народ.

Кроме того, если участие в боевых действиях будет обязательным условием государственной службы и службы в местном самоуправлении, это создаст дополнительную мотивацию мужчинам идти воевать. Они будут знать, что после войны смогут принять участие в управлении своей страной и изменить ее к лучшему.

В своем интервью Горбулин выдвинул еще одну идею. "Все в стране должно быть подчинено надлежащему обеспечению войны. Большие строительства и телемарафоны должны подождать военной победы, развитие оборонного потенциала должно быть поставлено в центр выживания и устойчивости нации", — подчеркнул он и закончил интервью рассказом о том, как это должно быть организовано. По его мнению, нужна персональная ответственность менеджеров, директоров программ и руководителей по производству конкретных номенклатур вооружений. Также нужна "вертикальная подчиненность с учетом дирижерской роли Минобороны. А в лучшей версии – Военно-промышленная комиссия с Президентом Украины во главе". Именно этот орган мог бы стать центром принятия правильных решений, необходимых стране. А Офис президента занимался бы всем остальным.