"Нормандский Минск". Как Зеленский развязал руки Путину
Враг получил возможность нарушать соглашение, достигнутое в ТКГ, – и ссылаться на то, что оно же еще не подписано лидерами стран "Нормандской четверки"
Чем ближе 27 июля, тем страннее ситуация с анонсированным прекращением огня. Особенно странно выглядит заявление, с которым Владимир Зеленский выступил в Станице Луганской. Он сообщил, что заключенное 22 июля на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) соглашение о полном и всеобъемлющем прекращении огня на линии разграничения на Донбассе должно быть подписано лидерами стран "Нормандской четверки". Это повысит его статус и увеличит шансы на соблюдение достигнутых договоренностей, заявил Зеленский.
В чем выгода Путина
Проблема в том, что, согласно этому соглашению, режим полного и всеобъемлющего прекращения огня должен соблюдаться с 00:01 27 июля. Однако крайне маловероятно, чтобы лидеры стран "Нормандской четверки" до этого срока успели собраться и подписать это соглашение. Также очень сомнительно, чтобы какой-то спецкурьер за оставшиеся пару дней успел посетить четыре столицы – Киев, Москву, Берлин, Париж – и собрать под документом автографы Зеленского, Путина, Меркель и Макрона.
Эти четыре автографа если и появятся под соглашением, то когда-нибудь позже, уже после того, как оно начнет действовать и будет сорвано российскими оккупантами – или, как выражается Зеленский, "той стороной". Фактически Зеленский своим заявлением в Станице Луганской раскрыл дальнейший сценарий: мы соглашение выполняем, а "та сторона" – нет; мы, вместо того чтобы возмутиться, просим о подписании соглашения лидерами стран "Нормандской четверки", а Путин выставляет дополнительные условия; наконец, мы уступаем требованиям Путина – и только тогда тот милостиво ставит подпись, хотя и это все равно ничего хорошего нам не гарантирует.
"Нормандский" формат вместо "минского"
О том, что будет разыгран именно такой сценарий, свидетельствуют три аргумента. Во-первых, изначально соглашение заключалось в "минском" формате. И ни о каком дополнительном подписании этого соглашения еще и в "нормандском" формате речь тогда не шла. В информации о заключенном соглашении, появившейся на официальном сайте Зеленского вечером 22 июля, нет никаких упоминаний о необходимости подписания этого документа лидерами стран "Нормандской четверки". Утром 23 июля о содержании договоренностей рассказала спецпредставитель председателя ОБСЕ в Украине и в ТКГ Хайди Грау, и в ее рассказе тоже совершенно не упоминался "нормандский" формат.
Подчеркнем также, что всемирные и европейские институции уже поддержали это соглашение. В частности, генсек ООН Антониу Гутерриш призвал воюющие стороны на Донбассе соблюдать договоренности по установлению режима прекращению огня, достигнутые в рамках ТКГ. Вице-президент Еврокомиссии Жозеп Боррель приветствовал принятые на заседании ТКГ меры по прекращению огня с 27 июля и призвал Россию повлиять на своих боевиков на Донбассе. При этом и ООН, и ЕС считают это соглашение уже достигнутым и не говорят о необходимости его дополнительного подписания в "нормандском" формате.
Тем не менее, у Зеленского эта идея вдруг откуда-то взялась. Причем взялась не сразу, а на следующий день после заключения соглашения в ТКГ. Словно какой-то "доброхот" ему подсказал.
Украинским военным "бьют по рукам"
Во-вторых, для украинских военных это соглашение строго действует уже сейчас. Как сообщила интернет-газета "Думская", во все оперативные командования Сухопутных войск, а также в командования и штабы других видов Вооруженных сил пришел приказ создать особые группы из старших офицеров, которые должны отправиться в зону ООС, чтобы контролировать выполнение вышеупомянутых соглашений. "Это очень серьезно, – рассказал источник "Думской" в Генштабе. – Людей выхватывают даже из штаба учений "Си Бриз", что раньше считалось недопустимым. Задача – бить по рукам командирам фронтовых подразделений, следить за ними, вынюхивать. Военная контрразведка тоже работает по максимальному варианту. Такого с 2014 года не было".
Подобные сведения и у волонтера Юрия Бирюкова. "11 генералов из Генштаба выехали в командировку в ООС. По одному на каждую бригаду на линии фронта. Сидеть рядом с комбригом и контролировать его, чтобы упаси божечки он не дал команду нашим военным заниматься положенной им работой. Во избежание идиотских комментов, проясню пару моментов. 1) Практически все генералы – подполковники и полковники начала войны, с громадным боевым опытом. Так что не надо что-то ерничать там в комментах про тыловых-пузатых. 2) Им есть чем заниматься по основному месту работы, но приказы Зеленского они обязаны выполнять. Не Тарана или Хомчака, а именно Зеленского. 3) Когда в серой зоне умирал брошенный боец – никаких резких телодвижений по его спасению Зеленский делать не дал, в прямом смысле. Ибо надо просто перестать стрелять (с)", – рассказал волонтер.
Новые возможности для оккупантов
В-третьих, у оккупантов появилась новая возможность. Все предыдущие соглашения о прекращении огня – а их за шесть лет войны было больше дюжины – непременно срывались именно оккупантами. И на этот раз тоже можно было бы ожидать, что все закончится очередным срывом: наши увидят, что враг плюет на соглашение, и тоже перестанут его выполнять.
Однако после заявления Зеленского все изменилось. Враг получил возможность нарушать соглашение – и ссылаться на то, что оно же еще не подписано лидерами стран "Нормандской четверки". Сегодня оккупанты могут говорить одно – а завтра смогут говорить другое, и мы сами создаем им для этого основания.
Хотелось бы надеяться, что на Банковой найдется кто-то вменяемый, кто подтолкнет Зеленского дезавуировать свое заявление, которое он сделал в Станице Луганской. Дескать, жара, стресс, неточность формулировки. Впрочем, более правдоподобно то, что события будут развиваться иначе, и их сценарий не будет лучше, чем мы тут предполагаем.