Невозрожденный СССР. Какой будет Россия в 2023 году
Этот день должен был быть днем триумфа Путина. 24 февраля он был уверен, что именно сегодня, в Колонном зале Кремля, будет подписан обновленный союзный договор (30.12.1922 был подписан первый и последний союзный договор)
Несколько месяцев назад Кремль, де-факто, запретил вспоминать о 100-летии СССР.
Если кратко подытожить 2022 год и перспективы 2023 года для РФ, то мы можем выделить следующие проблемные моменты:
1. Несмотря на отсутствие картины будущего и чувство полных провалов, две трети россиян продолжают говорить, что страна движется в правильном направлении. Без слома этой уверенности Кремлю нечего бояться. Из позитива для нас: высший средний класс очень отрицательно настроен. Сможет ли условный топ-менеджмент передать свою тревогу среднему звену — один из важнейших вопросов 2023 года. Если сможет — режим начнет давать трещины.
2. Ухудшение жизни россияне массово ощутят в июне-июле. И их информмашина будет работать над тем, чтобы минимизировать это ощущение (к сожалению, страх мифической потери величия сильнее пока других, реальных страхов). Мы только сейчас начинаем входить в период начальной борьбы холодильника с пропагандой.
3. Пока неясными остаются последствия нефтяного эмбарго. Первые недели очень обнадеживающие для нас. Если тенденции будут такими же, в РФ начнутся реальные проблемы с выполнением бюджета. Но хочу подчеркнуть: пока еще рано делать долговременные прогнозы.
4. Россияне только сейчас начали поиски внутреннего врага (причина такого опоздания — очень долгое накопление психологической усталости и некоторое ухудшение жизни). Но пока для них Путин остается неприкосновенным. Правда, и здесь есть плюсы для нас: Путин потерял волшебство сакральности для самой радикальной части электората. И сейчас мы видим, как часть глашатаев этого радикализма покупают, а другую маргинализируют. Собственно, для нас важно, что радикалы являются ледоколом. Очень надеюсь, что они пробьют максимально большие дыры в этом титанике.
5. Отдельно следует обратить внимание на то, что новые драконовские законы будут заставлять силовиков искать ведьм. Это станет тенденцией всего в 2023 года. И здесь есть место для позитива: вполне реально, что благодаря несправедливости, всегда сопровождающей подобные процессы, могут появиться новые моральные авторитеты. Хотя есть и проблема: российское общество настолько неэмпатично, настолько не сопереживает даже близким, что иногда кажется, что они созданы из брони тупой агрессивности (причина агрессивности — полное отсутствие поводов для гордости, особенно на фоне того, что даже самые тупорылые представители глубинного народа понимают: их перестали бояться).
6. Никакого регионального сепаратизма сейчас не существует. Единственное, что мы можем отметить: региональные элиты заняли выжидательную позицию. И они не думают о независимости: они хотят децентрализации
7. Приблизительно месяц назад Кремль понял, что сломить единство коллективного Запада им не удастся. С этого момента, по сути, прекратились разговоры о переговорах. Потому что переговоры требовались не для перемирия, а для раскола коалиции. На восточном фронте главной проблемой для Москвы остается нейтралитет Китая. И это при том, что согласно последнему решению правительства РФ, фонд национального благополучия теперь будет состоять из двух частей: золото (до 40%) и юань (до 70%).
8. Путин всегда действует по аналогиям к предыдущим действиям. Я уже писал несколько недель назад, что в свое время он принял для себя решение, что главная стратегия — не сдаваться, какова бы ни была цена его действий (это было продемонстрировано в Сирии и Венесуэле). Сейчас он принял такое решение по отношению к самому себе. Проще говоря, он принял решение о марафоне.
В 2023 году Россия будет значительно слабее чем в этом году. И действительно, в 2023 году есть шансы сломать путинизм. Пока не Россию, а именно путинизм.