Бородатый анекдот. Что заменит депутатам неприкосновенность
Вечная тема отмены депутатской неприкосновенности вновь вернулась в актуальную повестку дня украинской политики. Всего семь с половиной месяцев понадобилось Конституционному суду, чтобы проанализировать ровно два предложения из законопроекта №6773 о внесении изменений в Конституцию относительно снятия со всех депутатов их иммунитета. И в результате прийти к позитивному выводу, что данная законодательная инициатива не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, а также не направлена на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины.
В принципе, в решении конституционных судей нет ничего сенсационного, тем более что в ближайшее время ожидается аналогичный вердикт КС и по поводу президентского законопроекта №7203. Им также предлагается исключить из текста Основного Закона первую и третью части статьи 80, которые гарантируют нардепам депутатскую неприкосновенность и не позволяют привлечь их к ответственности, задержать или арестовать без согласия Верховной Рады. И в том, и в другом документе предусмотрено сохранение в Конституции общемировой практики так называемого депутатского индемнитета. То есть вышеупомянутая 80-я статья должна звучать так: "Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету".
Единственное отличие проектов Петра Порошенко и "свободовца" Юрия Левченко (соавторами которого выступили еще 157 нардепов из БПП, "Народного фронта", "Самопомочі", Радикальной партии, "Батьківщини" и ряда внефракционных) в том, что президент инициирует вступление в силу данных конституционных изменений с начала 2020 г., а депутаты - со следующего дня после опубликования данного закона. Таким образом, у президентского варианта больше шансов набрать финальные более 300 голосов, так как нынешние парламентарии сохранят весь свой депутатский иммунитет до конца созыва, потеряют же его лишь избранные в новую ВР на осенних выборах-2019.
На первый взгляд, все выглядит вполне реалистично: на текущей сессии нардепы принимают изменения в Конституцию об отмене своей неприкосновенности в первом чтении простым большинством, а уже осенью двумя третями - во втором, и вечный вопрос навсегда закрыт. К тому же, как показали голосования 19 октября 2017 г. по направлению обоих законопроектов в КС, в парламентском зале потенциально есть для этого голоса - тогда депутатский вариант набрал 328 "за", а президентский и того больше - 336. Впрочем, в недавней истории конституционные судьи уже неоднократно поддерживали идею исключения из Основного Закона принципа депутатского иммунитета, реагируя на соответственные обращения из ВР, хотя реальных последствий этому до сих пор не было.
Еще в 2000 г. тогдашний президент Леонид Кучма даже вынес тему ограничения депутатской неприкосновенности на референдум, за что высказались 89% граждан, но ни этот, ни три других пункта того волеизъявления имплементировать в конституционные нормы так и не удалось. Следующий президент - Виктор Ющенко - вообще решил сделать это требование предвыборной фишкой своего блока "Наша Украина - Народная самооборона" под лозунгом "Закон один для всех". Вот только после перевыборов-2007, когда НУ-НС смог создать с БЮТ парламентскую коалицию, главы обеих фракций Вячеслав Кириленко и Иван Кириленко внесли в Верховную Раду законопроект об отмене неприкосновенности, на том исполнение обещания благополучно и завершилось.
Так смогут ли нардепы на этот раз действительно сподобиться отказаться от своих неприкосновенных привилегий, причем добровольно? На этот вопрос четко и категорично, скорее всего, не сможет ответить никто - слишком он многогранен. С одной стороны, сейчас тяжело найти в Украине политика, в открытую выступающего за сохранение за собой особых прав, которыми он отличается от других сограждан. Тем более что сугубо политическую свободу на высказывания и принятие решений у него никто и не отбирает, посему говорить об открытии для власти неких возможностей для преследований своих оппонентов будет как-то совершенно неубедительно.
Но, с другой стороны, после реальной отмены депутатской неприкосновенности, за что в нашем политикуме общепринято бороться, автоматически исчезнет удобный спекулятивный лозунг, на котором выросли несколько поколений политиков за последние два десятилетия. Выходит такое себе самобичевание путем посягательства на "неприкосновенный запас" демагогии и популизма. Да и сегодняшнее наличие иммунитета, распространяющегося не только на все сферы правонарушений, но и на личную и служебную собственность, де-факто превратило нардепов в особую безнаказанную касту. Так что от такого привилегированного статуса многим будет очень тяжело отказаться по собственной воле чисто психологически.