"Веймарская Украина". Когда у нас случится свой "пивной путч"
Ни в коем случае не пытаемся кого-то напугать. Как в кино: любые совпадения с реальными событиями и людьми абсолютно случайны. 8 ноября 1923 г. в пивной "Бюргербройкеллер" собрался весь политически активный Мюнхен. Разговор за хмельным напитком шел о будущем Германии и Баварии. В зале присутствовал Адольф Гитлер сотоварищи. В один прекрасный момент он резко оборвал выступавшего баварского политика Густава фон Кара, вскочил на стол и объявил о начале немецкой революции. Перед этим пивная была взята в оцепление нацистами. Сотрудничать с путчистами власти отказались, однако у Гитлера был припасен козырь - герой войны, генерал Людендорф, благословивший штурмовиков. Дальше события развивались стремительно: усиленные наряды полиции устроили нацистам горячий прием, в перестрелке погибли 16 соратников фюрера, остальные разбежались. На протяжении нескольких последующих дней заговорщики, в том числе и Гитлер, были задержаны. Их отправили в тюрьму Ландсберг, где компашка нацистов содержалась в весьма мягких условиях. Из тюрьмы Гитлер вышел в декабре 1924-го, чтобы меньше чем через девять лет стать рейхсканцлером Германии.
Если в этом рассказе упущены какие-то детали, пусть историки простят. Тем более что история если и повторяется, то в иных, но схожих условиях с иными, но схожими по своему психологическому складу лидерами. Сегодняшняя Украина, конечно же, далека от той эпохи. Да и мир изменился настолько, что фюреры не приемлемы в принципе. Но заметной чертой современности является возвращение в политический обиход популизма.
Казалось, идеологии уже отошли в прошлое, однако это не так. В украинских реалиях правые партии объединяют идеи о нации, тянущиеся своими корнями именно в ту эпоху, о которой шла речь выше, с идеями социализма. Тоже понимаемого сквозь призму национализма. До прихода к власти нацистов в Германии среди интеллектуалов была очень популярна идеология "консервативной революции", объединившая консервативно настроенных деятелей и социалистов, продвигавших идеалистическую теорию об особом германском социализме. Гитлер этих товарищей недолюбливал, они были слишком умными для него, но их взгляды позаимствовал. Интерес к "консервативной революции", а также к итальянскому фашизму высказывали и идеологи ОУН, особенно Дмитрий Донцов. Наши правые выросли на его идеях, хотя в националистическом движении, особенно после Второй мировой, было демократическое крыло, критиковавшие донцовское видение борьбы за независимость.
Штурмовые отряды, факельные шествия и прочий символизм, жесткая сегрегация на своих и чужих, создание мучеников за веру - те 16 штурмовиков, которых на мюнхенских мостовых положили полицейские, в Третьем Рейхе были канонизированы, в их честь возвели храм - это все рудименты той далекой эпохи. Да, в Украине нет своего Людендорфа, наши военные, слава Богу, не настроены на перевороты, что показала история с Надеждой Савченко и Владимиром Рубаном. Но у нас есть много проблем, которые способны показаться весьма удобными для захвата власти. Не при помощи военной хунты, а вполне демократическим путем.
Он предполагает поэтапную утрату государством монополии на силу, которую переберут на себя военизированные группировки. У нас уже было много звоночков, что этот процесс начался - это и принуждение городских депутатов Черкасс к принятию бюджета, и взятие штурмом зала заседаний Николаевского облсовета с требованием отставки главы ОГА Алексея Савченко, и ситуация, когда Нацдружины взяли под охрану телеканал ZIK. Потому что другие национал-популисты - "братчики" Дмитрия Корчинского - анонсировали атаки на это медиа.
Кто-то скажет - "Национальные дружины", "Нацкорпус", "Братство", "Правый сектор" и другие подобные организации хорошо контролируемы, у них есть спонсоры, которые договариваются с властью, они дружат кто с МВД, кто с СБУ, потому здесь "пивной путч" в принципе невозможен. Позволим с этим не согласиться.
Очень многие из ветеранов АТО недовольны социально-политической обстановкой в стране, слабостью власти, которая никого не способна посадить, коррупцией и прочими вещами, свидетельствующими о глубоком кризисе. В такой обстановке кому-то может показаться, что власть совсем близко, надо только не полениться и поднять ее. Не стоит надеяться, что у нас не будет своих путчей популистов. Вопрос в другом: как страна на них ответит. Германия позволила Гитлеру победить, и это очень плохо закончилось. Лучше не повторять чужих ошибок.