• USD 41.4
  • EUR 46.2
  • GBP 55
Спецпроекты

Украина — не Россия. Зачем нам спешить с ратификацией Римского статута

Россия сейчас изображает из себя "жертву украинской агрессии", ее программа-максимум — настроить против Украины мировое общественное мнение. Для этого уже продуцируются мифы об "украинских зверствах"

Штаб-квартира Международного уголовного суда в Гааге
Штаб-квартира Международного уголовного суда в Гааге
Реклама на dsnews.ua

В обращении к украинцам Владимир Зеленский поставил задачу перед Верховной Радой: безотлагательно в ближайшее время собраться, чтобы принять "оборонный законодательный пакет для Украины". Он подробно рассказал о содержании этого пакета, но не упомянул о двух других законопроектах, которые внес в парламент 15 августа.

Один из них (№0285) — о ратификации Римского статута Международного уголовного суда и поправок к нему. Второй (№11484) вносит соответствующие изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины.

Обманчивый стереотип

Международный уголовный суд (МУС) имеет юрисдикцию относительно четырех видов преступлений. Это преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и (с июля 2018 года) преступление агрессии.

Украина подписала Римский статут 24 года назад (еще в январе 2000 года). Но ратифицировать все эти годы боялась. Устоялся стереотип, что ратификация Римского статута опасна для Украины, поскольку теоретически может повлечь за собой международное уголовное преследование наших воинов.

Однако нужно понимать, что нератификация не спасает подозреваемых от приговора МУС. К примеру, Путин еще в ноябре 2016 года заявил об отказе России быть участником Римского статута. Но это не спасло его и подельников от ордера на арест. В связи с ситуацией в Украине судьи МУС опубликовали ордера на арест шести россиян за военные преступления. В эту преступную компанию вошли:

Реклама на dsnews.ua

Может ли этот список пополниться украинцами? Почти со 100%-ной гарантией можно утверждать: украинцам ордер на арест от МУС не грозит. Наверное, самый убедительный аргумент — это как раз то, что Зеленский внес Римский статут на ратификацию. Он ни за что этого не сделал бы, если бы ему грозила хоть малейшая опасность быть выданным в Гаагу.

А кроме того, в законопроект №0285 заложен серьезный предохранитель. Принимая этот закон, Украина заявляет, что в течение семи лет после ратификации Римского статута не будет признавать юрисдикцию МУС относительно военных преступлений, если, вероятно, преступление было совершено ее гражданами.

Почему именно сейчас

Следующий вопрос — разве нельзя было подождать? Ведь 24 года мы не спешили.

Министр юстиции Денис Малюська поясняет, что Украина обязалась ратифицировать Римский статут еще 10 лет назад, в статье 8 Соглашения об ассоциации с ЕС. И наши европейские друзья об этом нашем обещании не забыли.

Действительно, можно заглянуть в документ под названием "План мероприятий по выполнению рекомендаций Европейской Комиссии, представленных в Отчете о прогрессе Украины в рамках Пакета расширения Европейского Союза 2023 года". Этот документ утвержден Кабмином 9 февраля 2024 года и состоит из 142 пунктов. В самом конце, на 140-м месте, там записаны "разработка и подача на рассмотрение КМУ законопроекта о ратификации Римского статута". Заниматься этим должны были Минюст, Офис генпрокурора и МИД. И срок им был установлен "в течение одного года после прекращения или отмены военного положения".

То есть спешить не нужно было. Евросоюз ждал от нас ратификации Римского статута лишь через год после окончания войны, и законопроект должен был внести Кабмин, а не президент. Но Зеленский внезапно взял инициативу на себя, заставил Малюську быстро разработать проекты №№0285 и 11484 и поручил ему доложить их на заседании парламента.

Что же стало причиной спешки? Прежде всего, этого потребовали некоторые наши союзники.

16 февраля мы подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности с Германией. И там записано обязательство, что "Украина ратифицирует Римский статут … как указано в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, и на пути к членству в ЕС". Затем эта формулировка появилась в соглашениях о сотрудничестве в сфере безопасности с Нидерландами, Швецией, Японией, Польшей, Чехией, Словенией.

Если бы мы игнорировали собственные обязательства, это могло бы негативно сказаться на темпах и объемах финансовой и военной помощи из этих стран.

К этим соображениям добавилось желание обеспечить юридическое сопровождение (на международном уровне) украинской офензиве на территории РФ. Примечательный факт: Курское наступление ВСУ началось 6 августа — и в тот же день проекты №№0285 и 11484 были направлены на проверку в НАПК, как того требует процедура. То есть подготовка к ратификации Римского статута велась одновременно с подготовкой к наступлению.

Что изменилось из-за Курска

Россия сейчас изображает из себя "жертву украинской агрессии". 13 августа она созвала неформальное заседание Совбеза ООН, чтобы пожаловаться на украинские танки в Курской области. Программа-минимум Кремля в этом плане — поставить Украину на одну доску с Россией. Кремлевская пропаганда твердит о "двойных стандартах" Запада, который не наказывает Украину санкциями за вторжение в Россию.

А программа-максимум — настроить против Украины мировое общественное мнение. Для этого уже продуцируются мифы об "украинских зверствах".

В этих условиях наша задача — показать разницу. Мы показываем разницу между тем, как ведут себя по отношению к мирным жителям наши войска на территории РФ, и поведением российских оккупационных войск на нашей земле. И мы показываем разницу между нашим и их отношением к международному праву.

Если Россия в самом деле считает себя жертвой — так кто ей мешает ратифицировать Римский статут и пожаловаться на нас в МУС. Но Путин ни за что этого не сделает. И это будет доказательством того, что Россия была и остается агрессором, а Украина — по-прежнему жертва, которая дает агрессору законный отпор.

Может ли Россия инспирировать в МУС уголовное производство против Украины? Теоретически может. Для этого Путину нужно уговорить какую-нибудь страну из числа членов МУС обратиться в офис прокурора МУС "насчет ситуации в России".

Напомним, что в течение первой недели полномасштабной российской агрессии против Украины в офис прокурора МУС обратились 39 государств "насчет ситуации в Украине". Прокурор МУС Карим Хан сразу же объявил, что "эти обращения позволяют моему офису начать расследование ситуации в Украине с 21 ноября 2013 года, охватывая таким образом любые прошлые и текущие обвинения в военных преступлениях, преступлениях против человечности или геноциде, совершенных на любой части территории Украины любым лицом".

Уже прошла неделя с момента начала Курской офензивы ВСУ. Но о чьих-либо обращениях в МУС "насчет ситуации в России" с жалобой на Украину до сих пор не слышно.

В любом случае появление таких обращений не зависит от того, ратифицируем ли мы Римский статут. От ратификации будет зависеть другое: как мы выглядим по сравнению с Россией. Заодно мы покажем, что держим слово, Евросоюзу, Германии, Нидерландам и далее по списку.

    Реклама на dsnews.ua