• USD 41.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Приватбанка мало. Как Зеленский может угодить Вашингтону с Коломойским

Привлечение к ответственности коррумпированного субъекта, подпавшего под американские санкции, — это то, чего добивается от Киева Вашингтон

Игорь Коломойский
Игорь Коломойский / УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Владимир Зеленский, похоже, не смог отделаться показушной борьбой с Игорем Коломойским. И вынужден показывать Вашингтону более эффективные действия. Однако выполнить главное требование — предъявить серьезное уголовное производство против олигарха — он до сих пор очень боится.

Дело на 8,2 млрд грн

15 марта генпрокурор Ирина Венедиктова и НАБУ сообщили об объявлении подозрения трем бывшим топ-менеджерам Приватбанка. Это экс-глава правления Александр Дубилет (отец Дмитрия Дубилета, который благодаря Зеленскому занимал пост министра Кабинета министров с августа 2019 г. по март 2020 г.), а также бывший замглавы правления — директор казначейства Приватбанка Людмила Шмальченко и директор департамента межбанковских операций Надежда Конопкина.

Дубилет-старший, как известно, скрывается за границей. А вот обе его подельницы пребывают в Украине. "Прямо в здании НАБУ Конопкина Надежда и Шмальченко Людмила получили статус подозреваемых. Их не арестовали, потому что те не пытались скрыться", — сообщил глава Совета общественного контроля при НАБУ Марк Савчук.

По информации НАБУ, действия всех трех подозреваемых квалифицированы по ст. 366 и ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса. Статья 366 – это служебный подлог. В случае тяжких последствий он наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Еще более серьезна ч. 5 ст. 191 — присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой. Такое преступление наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Речь идет о растрате средств Приватбанка в декабре 2016 г. (накануне национализации) в объеме $314,9 млн, то есть 8,2 млрд грн по курсу Нацбанка. Венедиктова подробно рассказала об этом деле на своей личной страничке в Facebook. По ее словам, следствие располагает всеми необходимыми доказательствами — от подписания документов прошлыми датами до внесения фиктивных данных в бухгалтерскую документацию.

За последние четыре недели это уже второе громкое дело, где подозрение объявлено бывшим топ-менеджерам Приватбанка. В первом деле речь шла об убытках в размере около 136 млн грн, что можно было считать скромной для Коломойского суммой. Однако 8,2 млрд грн — это в 60 раз больше, и эту сумму уже не назовешь смешной — даже для Коломойского.

Реклама на dsnews.ua

И это еще не все. Венедиктова анонсировала, что "будут новые обвинения", и пообещала: "Буду информировать граждан о новых событиях по мере их появления, то есть очень-очень скоро".

Напомним, что еще 16 января 2018 г. Нацбанк опубликовал результаты расследования детективного агентства Kroll. Детективы пришли к выводу, что мошеннические действия в пользу экс-акционеров Приватбанка нанесли ущерб в размере $5,5 млрд. И вот теперь выводы Kroll начали подтверждаться украинским расследованием.

По данным издания "Цензор.нет", уголовное производство было открыто НАБУ еще 6 марта 2017 г. Расследование стремительно ускорилось буквально за последние два месяца. Венедиктова в феврале обратилась за экспертизой в Институт судебных экспертиз СБУ с вопросами, на которые должно дать ответ обвинение, и уже 19 февраля экспертиза была готова.

"Несомненно, такая решительность некоторых органов украинских властей стала возможна только благодаря политической поддержке миссии МВФ и администрации нового президента США Джозефа Байдена, — констатирует "Цензор.нет". — По данным наших источников, по Приватбанку в НАБУ сейчас в разработке находится большое дело — те самые $5,5 млрд, которые насчитали Нацбанк и Kroll. Дело с десятками и сотнями эпизодов, поручений, экспертиз, расследование по нему продолжается".

Похоже, НАБУ и Венедиктова сейчас совместно демонстрируют администрации Байдена рвение в изобличении Коломойского. И поскольку Венедиктова — это "на 200%" человек президента, то можно сделать вывод, что Зеленский стал еще ближе к большой войне с Коломойским.

Самый большой страх Зеленского

Тем не менее, реальная ситуация гораздо интереснее. Раскручивание дел по Приватбанку — это не единственное и даже не главное, чего добивается от Киева Вашингтон.

Вашингтону мало дел по Приватбанку, которые затронут только топ-менеджеров, но не владельцев (бывших). Он требует уголовного дела лично против Коломойского за коррупцию в должности главы Днепропетровской ОГА.

Подчеркнем, что администрация Байдена ввела санкции против Коломойского не за Приватбанк. Хотя у американских властей есть много претензий к организаторам мошеннических схем в этом банке, но Минюст США излагает эти претензии не в пресс-релизах о санкциях, а в судебных исках об аресте американских активов Коломойского и его бизнес-партнеров.

А санкции введены именно за коррупцию на посту главы ОГА. Это специально подчеркнул госсекретарь США Энтони Блинкен 5 марта: "Сегодня я объявляю о внесении в санкционный список олигарха и бывшего государственного чиновника Украины Игоря Коломойского за его причастность к значительной коррупции. Пребывая в должности главы Днепропетровской ОГА Украины с 2014 по 2015 год, Коломойский участвовал в коррупционных деяниях… включая использование своего политического влияния и официальной власти для личной выгоды".

Заявление о санкциях против Коломойского Блинкен завершил словами о том, что Госдепартамент США "будет и в дальнейшем использовать подобные полномочия и инструменты, чтобы способствовать ответственности коррумпированных субъектов в регионе и во всем мире". И вот именно привлечение к ответственности коррумпированного субъекта, подпавшего под американские санкции, — это то, чего добивается от Киева Вашингтон.

Комментируя санкции, представитель Госдепа Нэд Прайс подтвердил: "У госсекретаря есть достоверная информация о том, что Коломойский был замешан в значительной коррупции, будучи главой ОГА… Эта достоверная информация собрана из различных источников. Следует отметить, что многочисленные медиа широко освещали коррупционную деятельность Коломойского, и это также стало предметом расследований со стороны правительства Украины".

Это фактически намек Зеленскому на то, что Вашингтон основывал свои санкции не на слухах, а на реальных документах, полученных как от журналистов, так и от предыдущей украинской власти. И администрация Байдена ждет от Киева полномасштабных санкций и серьезного уголовного производства против Коломойского именно по фактам коррупции в 2014-2015 гг.

Не будем перечислять, какие это могут быть факты. Приведем один показательный пример. В ночь с 19 на 20 марта глава Днепропетровской ОГА Коломойский лично приехал в офис компании "Укртранснафта", 100% акций которой находятся в управлении НАК "Нафтогаз Украины". С Коломойским, как сообщил народный депутат Сергей Лещенко, были вооруженные автоматами бойцы. Накануне наблюдательный совет "Укртранснафты" отстранил от должности председателя правления компании выходца из группы "Приват" Александра Лазорко, назначив вместо него и.о. главы "Укртранснафты" Юрия Мирошника. И Коломойский выступил против Мирошника.

"Я с трудом представляю, как бы какой-нибудь губернатор или бизнесмен мог бы так захватить офис какого-нибудь учреждения, требуя оставить в должности своего забаррикадировавшегося ставленника. Если же Петр Порошенко и Арсений Яценюк сделают вид, что ничего не произошло, они признают право любого другого олигарха врываться в помещения государственных компаний, защищая своих менеджеров, — заявил тогда народный депутат Мустафа Найем. — Игорь Коломойский не имеет права носить звание государственного служащего. И у президента и премьера есть все рычаги для исправления этой ошибки. Любые договоренности с ним уничтожат доверие к первым лицам страны. Вчера стране был брошен вызов. Оставив этот инцидент без реакции, президент и премьер распишутся в собственной слабости". 24 марта Порошенко уволил Коломойского с должности главы Днепропетровской ОГА.

Сергей Лещенко и Мустафа Найем многие годы считаются очень близкими к американскому посольству в Киеве. И можно не сомневаться, что они помогли пополнить вашингтонское досье о проделках Коломойского. Если Зеленский не знает, какую коррупцию Коломойского имеет в виду госсекретарь Блинкен, он смело может позвонить Лещенко и Найему — они объяснят.

Однако Зеленский настолько боится поднимать эту тему, что выставляет себя в неприглядном свете перед тем же Блинкеном, который относится к нему в общем-то доброжелательно. 12 марта Зеленский выступил с официальным видеообращением к гражданам Украины, в котором заявил: "Что касается санкций США в отношении бывших владельцев Приватбанка, мы поддерживаем это решение и работаем над тем, чтобы вернуть в Украину средства".

Когда президент Украины публично манипулирует официальной позицией США, делая вид, что Вашингтон ввел санкции против Коломойского как бывшего владельца Приватбанка (а не как бывшего главы ОГА), это вряд ли может остаться незамеченным в Вашингтоне. И это добавит аргументов тем людям в администрации Байдена, которые относятся к Зеленскому гораздо хуже, чем Блинкен.

О мотивах страха Зеленского остается только догадываться. Но похоже, для него уголовное дело против Коломойского — это такое табу, что никакой Вашингтон не поможет. 

    Реклама на dsnews.ua